ТОМ I Глава IV. НИКОН
цию, а Неронов прямо жаловался царю на то, что реформы Никона "смутили всю
русскую землю", а сам он "царскую честь попрал"156.
Невнимание и даже озлобление царя против патриарха привели к тому, что
когда 6 июля 1658 года в Москву приехал грузинский царевич Теймураз, то царь
не пригласил патриарха на торжественный обед в честь царевича, а патриарший
посланный был оскорблен придворными. 10 июля перед самым началом
патриаршего богослужения в Успенском соборе царь прислал к патриарху князя Ю. Ро-
модановского, который заявил ему о гневе царя за присвоение себе титула
"великого государя". Никон ответил князю, что он принял этот титул не самовольно,
а с разрешения царя, но ответ его был найден неудовлетворительным, и
драматическое заявление Никона, что он уезжает из Москвы и перестает быть главой
церкви, было лишь результатом этого обострения конфликта157.
Никон, видимо, рассчитывал на драматический эффект, на то, что царь
раскается и позовет его обратно на возглавление церкви. Но царь этого не сделал.
Со своей стороны, Никон, отказываясь от власти, не отказался от самого титула
патриарха и этим создал сложное и запутанное положение в церкви. На восемь
лет русская церковь оказалась без патриарха, и только собор 1666—1667 годов с
участием восточных патриархов окончательно низложил Никона и выбрал
нового патриарха. Но и эти годы (1658—1667) Никон в управлении русской церковью
никакой роли не играл, и его положение уже не отражалось на отношениях
между противниками и сторонниками им самим сделанных нововведений и
унификации обряда.
25. НАЧАЛО СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
Проводя разгром боголюбцев, патриарх Никон опирался на "аппаратчиков"
церковной администрации—мирских чиновников патриаршего и епархиальных
управлений, отчасти на самих епископов и на некоторых представителей
придворных кругов, которым надоело постоянное морализирование Неронова и его
друзей. Эта поддержка представителей двора в значительной степени
обеспечила ему нейтралитет правительства, а может быть, и самого царя во время ареста
старика протопопа, Аввакума и других боголюбцев. Но помимо нескольких
представителей духовенства, как например будущих митрополитов Рязанского Ила-
риона (с 1657) и Павла Сарского и Подонского158, которые были искренними
сторонниками независимости церковной иерархии от светской власти,
большинство союзников Никона во время событий 1653 года вовсе не интересовались
церковной идеологией, а просто хотели развязаться с надоевшими им
проповедниками-моралистами. Эти же самые группы в 1657—1658 и следующих годах
легко выступили против самого патриарха, который еще энергичнее, чем бого-
любцы, проводил примат церковных властей и старался навести порядок в
церкви. Это и понятно, так как в своих конечных целях духовного подъема
православия и торжества духовного начала над светским никто не был так близок Никону,
как ставшие теперь его врагами Неронов, Аввакум и другие боголюбцы, хотя
156 Материалы для истории раскола... Т. I. С. 44—48, 60, 187—158.
157 Дело о патриархе Никоне. С. 16—18, 21; письмо патриарха Никона патриарху Дионисию//
ЗОРИСА.Т. U.C. 515.
158 Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович... С. 158.
196