ТОМ I Глава IV. НИКОН
Помня эти слова и предполагая, что таким волком церкви и явился
патриарх Никон, когда он начал разрушать русскую церковную традицию и русский
устав, боголюбцы не побоялись выступить против него, хотя за ним еще стояли и
царь, и епископат, и государство.
23. НЕРОНОВ ПРОТИВ НИКОНА
В первые годы никоновских нововведений почти вся тяжесть борьбы за старую
русскую церковную традицию легла на плечи Неронова. Аввакум был далеко в
Сибири, епископ Павел Коломенский, Логгин и Даниил Костромской погибли, Вони-
фатьев избегал конфликта с патриархом, хотя и не сочувствовал его мероприятиям.
Другие боголюбцы притихли, не имея ни влияния, ни силы духа, ни умения для
борьбы с всесильным главой церкви. Немало их томилось по тюрьмам или
погибло, не будучи даже замеченными в своем стоянии за веру московским обществом.
Из иерархии, помимо Павла, еще четыре видных представителя епископата —
Макарий Новгородский, Маркел Вологодский, Симеон Тобольский и Александр
Вятский тоже были определенно настроены против правки книг, но никто из них
не хотел рисковать, открыто сопротивляясь патриарху, царю и послушному
собору. К тому же в это время было далеко не ясно, как далеко собирается Никон
зайти в своей переделке русского устава на новогреческий лад, и в 1652—1656 годах
многие из них могли надеяться, что в конце концов все как-то образумится и обойдется.
Ссылка боголюбцев под предлогом нарушения ими обычной церковной
дисциплины, а не за защиту старой веры пока что лишала их даже ореола мученичества
за общее церковное дело. Поэтому многие еще совсем не понимали подлинную
причину столкновения патриарха с боголюбцами и не предвидели, что получится
из нетерпеливых действий энергичного и темпераментного царева друга.
В самой Москве очаги сопротивления существовали все время, но пока что
там не было авторитетного вождя оппозиции, а вблизи патриарха и его
полицейского аппарата недовольство могло прорываться только спорадически. Первой
значительной вспышкой, показавшей смущение умов народных масс из-за трудно
понимаемых большинством народа действий патриарха, были большие
беспорядки во время моровой язвы в Москве. Сам царь в это время был в Белоруссии,
воюя с поляками, патриарх с царской семьей выехали из Москвы, большая часть
высших чинов правительства, спасаясь от страшной заразы, разъехалась из
столицы, оставив город без присмотра и управления. Ужасная болезнь и быстро
растущее число жертв привели к распространению самых нелепых слухов и
демонстрациям населения, жаждавшего и не получавшего помощи и руководства.
Бунт начался 25 августа 1654 года, и большие толпы народа, собравшиеся на
улицах и площадях Москвы, стали протестовать против уничтожения Никоном
икон, хотя эти образа и были писаны по новому, западному образцу.
Началось с криков, что "патриарх ненадежен в вере и действует не лучше
еретиков и иконоборцев". Потом начались крики и речи против правки книг,
которая в это время была предметом всех толков. Толпа особенно возмущалась
патриархом за то, что он допустил к правке многократного ренегата Арсения Грека.
"Тот-де чернец,— кричали москвичи,— многие книги перепортил, и ведут-де
нас Арсений и патриарх к конечной гибели"110. Слободские люди и чернь "про
Гиббенет H.A. Указ. соч. Т. II. С. 474.
186