Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
наблюдали. Там, где крепостное право приняло наиболее радикальные формы
барщины, в те районы раскол не проник или же был рано искоренен.
В южных районах Великороссии раскол главным образом существовал или
в городах, как, например, Калуга, Боровск, Тула, Богородицк и т.д., или же был
связан с промышленными районами—например, тульские заводы, текстильные
заводы Московской и Владимирской губерний.
В районах свободного "государственного" крестьянства раскол большей
частью принял характер беспоповщины.
В районах мягкой формы крепостничества—оброка—была сильна
поповщина.
В тех районах, где население имело возможность более или менее свободной
самоорганизации без непосредственного контроля помещиков и где контроль
администрации был смягчен или промышленниками, или старинными казачьими
учреждениями, там развилась поповщина. Кроме того, поповщина, как мы
увидим, преобладала в районах эмиграции. Такое развитие поповщины
объясняется тем, что поповское старообрядчество требовало более сложных
организационных форм—церкви, священника, совершения литургии,—что было весьма
затруднительно в средней полосе России, и, напротив, доступно в эмиграции, в
более свободных казачьих областях и под покровительством богачей на Урале, на
Волге и в Московской и других центральных губерниях.
Помимо этого можно сказать, что старообрядчество развивалось по
преимуществу в старых великорусских землях Верхней Волги и на новгородских
просторах, где традиция сохранилась лучше, чем на заокском юге, заселенном
лишь в XVII веке или еще позднее. Заволжье, Сибирь и казачьи земли,
заселявшиеся нередко выходцами с традиционалистского Севера, сохранили
старообрядчество не только поэтому, но и в силу своих отмеченных выше социальных
особенностей.
3. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
Верхнее Поволжье
Основным, коренным районом старообрядчества, где оно в течение XVIII и
XIX веков было особенно сильно и где его приверженцы были особенно
многочисленны, был Верхневолжский край—губернии Нижегородская, Ярославская,
Костромская, отчасти Владимирская и Московская, на территории которых в
1630—1640 гг. начали свою проповедь энтузиасты-боголюбцы. Как в XVII веке,
так и в начале XX столетия такие города, как Нижний Новгород, Юрьевец, Лыс-
ково, Кострома, Романо-Борисоглебск, Муром, берега реки Керженец,
Пошехонские, Муромские и Вяземские леса, где началась проповедь русского
церковного возрождения, постоянно упоминаются в анналах раскола.
Утвердиться расколу в нижегородском крае очень помог предшественник
Питирима митрополит Исайя (1699—1707), сам бывший тайным раскольником
и попавший по доносу Ивана Мусина-Пушкина в тюрьму44. Потакали
раскольникам и некоторые воеводы петровского времени. Например, князь М.Б. Мещер-
44 Аристов Н.Я. Раскол в Симбирской губернии // Православный собеседник. 1877. Кн. I. С. 32.
372