Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
8. Нижневолжские старообрядческие общины
действовать осторожно и локализовать бунт267. Из богатейшего имущества
монастыря, накопленного несколькими поколениями, не осталось ничего, зато
разбогатели на "Иргизском походе" казаки и чиновники268. Монахи разбежались,
часть зданий была подожжена раскольниками.
Последние два монастыря были закрыты 27 февраля и 28 мая 1840 г.: на этот
раз власти действовали осторожно. Обе операции были проведены тихо и
незаметно для окружающих селений. Чтобы обители перестали быть святыми для
старообрядцев, администрация приказала переосвятить их и окропить по
православному обряду: "оскверненные никонианами" монастыри потеряли притягательную
силу для раскольников, но чувство горечи в их сердцах еще увеличилось.
Многим казалось, что наступает конец света.
"По грехам нашим нашу страну
Осени облак зело мрачный,
Постигла нас тьма кромешная,
Во солнце угасли лучи светлые",
—пели потерявшие радость жизни иргизские иноки и миряне269. Другие бежали
от властей за границу. Новый Иерусалим был сломлен. Но чувства
старообрядцев к церкви и властям не стали от этого лучше.
"Иргизские операции" Степанова и Голицына во многом напоминают
действия французских властей при министерстве Комба. Но факт остается: церкви
закрывались царем.
9. СТАРООБРЯДЧЕСТВО ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
Говоря о роли старообрядческих предпринимателей в развитии хозяйства
Верхнего Поволжья, А.П. Щапов писал, что в 1860-х гг. старообрядцы держали в
своих руках "берега Волги на пространстве 150 верст и берега Оки на протяжении 100
верст" и в их руках были все судоходство, местная торговля и "издельная
промышленность, каковы судостроение, делание посуды, прядение льна и т.д." Вверх
по Волге с контролируемых старообрядческими купцами пристаней
"отправляется хлеб и другие запасы, а вниз — разные лесные изделия"; на эти же средне-
волжские пристани "раскольники привозят огромный запас соленой рыбы для
местного потребления и дальнейшего развоза по разным верхневолжским
губерниям". "Кроме того, — добавляет Щапов,—раскольники заняли все
главнейшие дороги, идущие из Нижегородской губернии в окружные губернии"270. В свою
очередь, составитель "Истории Министерства Внутренних Дел" Н.В. Варадинов
на основании отчетов губернаторов и правительственных исследователей
старообрядчества отмечал роль торговых водных путей волжского речного бассейна —
Волги, Оки, Камы, Вятки и других рек — в распространении раскола: "Главные
центры раскола в восточной части Европейской России находятся там, где
протекают судоходные реки, и раскол усиливается посредством народной
промышленности. Купцы, прикащики, судохозяева и работники, заражаясь на пути рас-
267 Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 385, 403.
268 Мордовцев Д.Л. Последние годы иргизских раскольничьих общин //Дело. 1872. № 1. С. 93.
269 Соколов Н.С Раскол в Саратовском крае. С. 399, 400.
270 Щапов А.П. Сочинения. Т. 1.С. 321.
421