ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
Отсутствие в течение почти двухсот лет своего епископата, конечно,
привело к тому, что в поповщинском старообрядчестве создалось несколько толков, по-
разному подходивших к вопросу приема православных священников, и нередко
давало возможность развиться некоторым злоупотреблениям в церковной
жизни и неясному истолкованию самых основ старообрядческого учения. Но
вместе с тем необходимо отметить их глубокую религиозность, преданность древлим
заветам и трезвое, осторожное отношение к канонам церкви. Русское
религиозное возрождение конца XIX и начала XX века многим было обязано этому
консервативному старообрядческому направлению, сумевшему сохранить в
повседневной жизни больше церковной и религиозной строгости, чем это сумела сделать
сама русская синодальная православная церковь. Одной из особенностей
церковной жизни старообрядчества было постоянное участие мирян и рядового
приходского священства в религиозной жизни общин и в общецерковной
организации. Даже после восстановления епископата в 1846 году прихожане и приходские
иереи продолжали играть большую роль в организации и управлении церкви, не
оставляя ее всецело в руках епископата174.
39. ВЫДЕЛЕНИЕ БЕСПОПОВЩИНЫ: ФЕДОСЕЕВЦЫ
Не прошло и года после того, как инок Евфросин и другие поповцы
отмежевались от своих недавних друзей и союзников из радикального беспоповщинского
крыла старообрядчества и огласили свои разногласия с ними в "Отразительном
писании о новоизобретенном пути самоубийственных смертей", как и сами
беспоповцы выступили с "приговором", в котором они устанавливали новые
положения, отличные не только от "российской" патриаршей церкви, но и от старо-
обрядцев-поповцев. В 1692 году175 вожди новгородских беспоповцев под
водительством дьячка Феодосия Васильева созвали местный собор, чтобы
обсудить действия и учение некоего поповца отца Ивана Коломенского, который
уже за русским рубежом в принадлежащей в то время шведам Нарве служил
литургию, венчал своих прихожан, не перекрещивал переходивших в его общину
"никониан", принимал в нее в сане сущем "никонианских" иереев и даже не
мешал своим последователям поддерживать дружеские отношения с
православными176, говоря, что "несть греха в сообщении с неверными никонианами".
Это первое письменное высказывание беспоповщинских взглядов касалось
частных, а не общих вопросов, и не являлось еще общей декларацией их
взглядов на мир и на церковь, но и оно уже отчетливо показывало, как далеко от
православия уходило радикальное крыло противников патриаршей, "никоновской"
церкви. Прежде всего бросается в глаза, что при перечислении участников
собора на первом месте были "учителя из простецов", а не духовные лица, перешед-
174 См., напр., старообрядческий журнал "Церковь" за 1907—1914 гг. [затем издавался под
названием "Слово Церкви" и "Голос Церкви"].
175 В приговоре, изданном протоиереем Андреем Журавлевым (Журавлев А.И. Указ. соч. С. 89
и ел.), стоят две даты—7200 (1692) и 7202 (1694); как убедительно показал П.С. Смирнов (Смирнов П.С.
Внутренние вопросы в расколе... С. LXXXVIII, прим. 151), последняя часть приговора,
опубликованного Журавлевым, относится не к решениям собора 1692 года, а ко второму собору 1694 года.
176 Журавлев А.И. Указ. соч. С. 89—90; Сборник для истории старообрядчества, издаваемый
Н.И. Поповым. Т. II. М., 1866. С. 4; Макарий (Булгаков). История русского раскола. С. 291.
316