10. Единогласие
лев вкладывал в свои произведения его богословскую символику; также
находилось под влиянием Дионисия и толкование Троицы у Иосифа Волоцкого.
Поэтому почва для восприятия идей Максима Грека была вполне подготовлена на Руси,
и русское церковное возрождение XVII века, во всяком случае в наиболее
значительной части его, представленной боголюбцами, проходит под символом
гармонии религиозного развития. Эта идея вечной красоты сосредоточена в красоте
лицезрения и общения с Творцом, причем в понимании боголюбцев это общение
прежде всего достигалось во время литургического таинства. Поэтому тема
возрождения церковной службы, во время которой, по словам Неронова, "заклается
незлобливый Владыка за мирской живот и спасение и раздробляется всем верным,
иже есть литоргия страшных тайн"35, и была центральной темой той церковной
работы возрождения, проводимой протопопами-боголюбцами. По их мнению,
литургия не только должна была перевоспитать русский народ, но поднять его на
высоту "подобия Божия", мистически подготовить к встрече с Творцом, сделать
его подлинно достойным встречи того царства Святого Духа, осуществления
которого они ожидали и надеялись, как обещала легенда о Белом Клобуке, что оно
будет осуществлено на русской земле, земле последнего православного царства.
Чтение эсхатологических произведений —"Кирилловой Книги", "Поучений
Ефрема Сирина", "Книга о вере" еще больше заостряло их чувство
ответственности перед русским народом, перед историей, перед Богом за все человечество, так
как именно русской земле и русской церкви сам Господь, по их мнению, поручил
сохранить христианство.
Трудности православия в Польше и на Ближнем Востоке как бы
подтверждали предсказания, усиливали эсхатологические ожидания и еще больше
укрепляли их религиозное напряжение, их борьбу за веру, их убеждение, что именно они
должны спасти христианство, помочь окончательному торжеству его на Руси.
Недаром тот же справщик Печатного Двора Шестак Мартемьянов, друг Наседки и
Неронова, пишет в своем трактате об единогласии:
"...немыли Израиль истинный,
люди христианские ?"36
11. СОБОР 1649 ГОДА И СТОЛКНОВЕНИЕ С ЕПИСКОПАТОМ
Собор, от которого боголюбцы ожидали введения единогласия и начала
полного литургического обновления России, собрался в 1649 году. В это время
епископат состоял из лиц, назначенных на епархии еще до того, как боголюбцы успели
захватить решающее влияние в делах церкви, и почти весь состав его, кроме
митрополита Никона Новгородского (будущего патриарха), был настроен против
предложения Вонифатьева, Неронова и их друзей. Состав собора был тщательно
подобран иерархией, и никто из друзей боголюбцев официально в нем не
участвовал. Тем не менее Вонифатьев сам решил явиться на собор,
представительствуя чаяния и интересы своих друзей. Но Вонифатьев, видимо, не рассчитал
силу сопротивления епископата и церковных чиновников канцелярий, связанных
с управлением русской церковью. Этим противникам боголюбцев удалось скло-
35 Челобитная нижегородских протопопов // ЧОИДР. 1902. Т. II. С. 1—32.
36 Деяния собора 1649 г. С. 49—50.
8-2107
из