Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
16. Русский обряд и греки
всех восточных и балканских славян и греков Ближнего Востока под эгидой
русского царя и способствовал развитию идеи унификации русского обряда с
обрядом новогреческим, с целью осуществления "Всеправославной единой
империи"; с другой стороны—он привел к обострению отношений между русскими
церковными традиционалистами и греческими иерархами и снова зародил
лишние сомнения о греческом православии. Вряд ли какое-либо другое посещение
Москвы греческими патриархами оказалось чревато такими значительными
последствиями, приведшими в конце концов к расколу в русской церкви.
17. АПОФЕОЗ ПРАВОСЛАВИЯ
Три последних года патриаршества Иосифа (1649—1652), когда после введения
единогласия боголюбцы фактически руководили церковью и духовной жизнью
народа, были годами господства церкви над государством и торжества идеи
православного царства. В эти годы в умах и сердцах русских людей создавалось
впечатление, что Россия действительно сделается тем царством, которое будет
достойно осуществить у себя Царство Святого Духа. Целая программа церковных
торжеств и канонизаций постоянно напоминала и правительству и народу о
долге страны и населения перед церковью и верой и об обязанности всех
православных людей жить в согласии с христианскими заветами.
Канонизация святых была в России довольно частым явлением, но редко она
превращалась в церковное и государственное торжество. Особенно много святых
было канонизировано при митрополите Макарии, старавшемся сделать
почитание многих местных русских святых общенациональным. Если от начала
христианства до 1549 года в России был только 61 случай канонизации, то с 1549 года
по 1707 уже насчитывается 145 канонизаций русских святых176. Царствование
царя Алексея Михайловича ознаменовалось открытием мощей князя Георгия
Всеволодовича (в 1645 г.), но благоверный князь еще не был канонизирован, и
патриарх ограничился только посылкой новой серебряной ризы на фоб князя. В 1648
году довольно скромно прошла канонизация преп. Кирилла Новгородского (ум.
в 1532 г.), но зато значительно более торжественно была проведена канонизация
и прославление кн. Анны Кашинской, доставившая через двадцать лет много
затруднений и забот Большому собору 1667 года. В 1649 году епископ Тверской
Иона по поручению патриарха произвел расследование по поводу объявления
мощей княгини, а в 1650 году сам царь поехал в Кашин и лично помогал перенесению
мощей в собор177. В 1652 году церковные прославления открылись перенесением
мощей св. Саввы Сторожевского (ум. в 1407 г.), которые прошли еще более
торжественно с участием царя, патриарха Никона—бывшего тогда митрополитом
Новгородским—и многих епископов двора при стечении очень большого числа
людей178. Перенесение состоялось 19 января, и в тот же вечер царь, умиленный
праздничным духовным настроением торжества, решил перенести останки
патриархов и митрополитов Московских, которые были похоронены не в обычной
176 Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. С. 109, 159.
177 Там же. С. 162.
178 Там же. С. 100; Макарии (Булгаков). История русской церкви. Т. IX. С. 18; Дворцовые
разряды. Т. III. С. 297.
151