Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ
Эта книга — исследование глубинных причин кризиса в Русской Церкви в XVII
веке и того влияния, которое оказали дониконовские оппозиционные церковные
движения на формирование основных принципов старообрядческой идеологии.
Когда 13 мая 1667 года Собор русских и ближневосточных епископов, созванный
в Москве царем Алексеем Михайловичем, анафематствовал русских
священнослужителей, отказавшихся принять изменения в богослужебных книгах и обрядах,
никто не предполагал, что это событие приведет Русскую Церковь к трагедии
раскола. Но случилось иначе, и сопротивление новшествам патриарха Никона,
введенным в 1653-1657 годах, вереде приверженцев традиционного русского
православия уже никогда не прекращалось, а за десятилетия, последовавшие за
Собором, конфликт между ними и официальной Церковью вырос в мощное
движение, получившее название "старообрядческого раскола". Это движение быстро
охватило значительную часть православных верующих: историки согласны в том,
что только в XVIII веке более одного миллиона старообрядцев покинули Россию
из-за преследований со стороны Церкви и государства, расставшись ради
свободы вероисповедания с землей своих предков. Эта волна эмиграции из России
была самой большой вплоть до 1917 года и прямо свидетельствовала об огромном
количестве русских, объединенных религиозным "инакомыслием" и отвергнувших
новые порядки, насаждавшиеся в Церкви государством и иерархами. Согласно
статистике XIX века, как минимум четверть, если не треть всех великороссов стали
приверженцами различных толков старообрядчества. Именно в силу этого на
протяжении последних двух с половиной веков существования русской
монархии — и задолго до появления в XIX веке революционной политической
идеологии — в России возникла и распространилась первая массовая и непримиримая
оппозиция господствующей церкви, государству и вестернизированному
правящему слою. В XX веке этот духовный разлом внутри России, соединившись с
социальным и культурным напряжением, привел к эрозии царской власти и ее
престижа, открыв простор для революции.
Хотя инакомыслящие, называвшие себя староверами, формально порвали с
официальной церковью из-за обрядовых реформ, проведенных Никоном, у
этого разрыва с верхушкой церкви были, как показано в нашем исследовании, и иные,
'Это предисловие было написано С.А.Зеньковским на английском языке, вошло в первое
издание его книги "Русское старообрядчество" и не переводилось при его переиздании в России.
Переводится впервые.
42