2. Царствование Николая I
поступят туда позже, считать военными кантонистами", но до трехлетнего
возраста оставить их там, с тем чтобы по достижении 3 лет передавать в
воспитательный дом, а всех старше 16 лет и других по достижении этого возраста — в
учебно-карабинерские полки145.
Приказ об отобрании детей едва не вызвал большие беспорядки. Фабричные
рабочие из старообрядцев "озлобились и собрались на дворе Преображенского
кладбища, вероятно, с намерением их защитить",46. Чиновник
генерал-губернатора, некто Бороздин, хотя и получал от кладбища около 4000 рублей в год147, в
данном случае проявил "распорядительность и твердость". После споров и уговоров,
возможно, и угрожая применением войск, он вынудил попечителей кладбища
помочь ему успокоить толпу. А ночью, когда часть толпы разошлась, приступил к
исполнению приказа: "Через сутки, в 4 часу ночи дети были взяты, проведены
самими же начальниками кладбищ через толпу фабричных и отправлены в
воспитательный дом Московского Опекунского Совета148.
Успех Бороздина оказался все же неполным. Неофициально оповещенные
своим покровителем и другом московским полицмейстером Тургеневым, бывшим
на содержании у кладбища (он получал 7000 рублей в год)149, преображенцы
успели увести и спрятать в провинции до 200 ребят и спасти их от никонианского
безверия.
Разгром старообрядческой молодежи был завершен в следующем году: 14
марта 1835 г. "с величайшей осторожностью и без всякого насилия" была закрыта
школа Рогожского кладбища. Детей отправили к родителям, а "за неимением оных"—
в кантонисты150.
3. БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ
1. Зарождение мысли
Мирное существование старообрядчества, и особенно поповщины, в
царствования Екатерины II, Павла I и Александра I приучили поповские общины к
регулярному использованию беглых священников. Давние планы создания собственной
старообрядческой иерархии, независимой от власти и от епископата
православной российской церкви, остались неосуществленными. После попыток Никоди-
ма Стародубского в 1780—1781 гг. восстановить старообрядческий епископат
через рукоположение поповских священников в архиереи греческими епископами
переговоры о старообрядческой иерархии "заграничного поставления" замерли.
Обилие беглых священников, "перемазываемых" иргизскими
монастырями, которых, как указывалось выше, в начале XIX века было до 200—250 человек
одновременно, создавало в поповщине иллюзию нормальной церковной жизни.
Правда, старообрядцы вполне отдавали себе отчет в соблазне беспоповства, в
малом числе настоящих церквей, в ненормальности использования священников из
господствующего православия. Но это было все же значительным прогрессом по
сравнению с положением начала и середины XVIII века, когда литургическая
^МВД. Собрание. Т. I. С. 118.
146 Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники... Т. III. С. 195.
147 Там же. С. 196.
148 Там же.
149 Там же. С. 161.
150 МВД. Собрание. Т. I. С. 121.
455