Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава V. РАСКОЛ
28. СОБОР ПАТРИАРХОВ 1666-1667 ГОДОВ
Александрийский патриарх Паисий и старый знакомец и консультант Никона
патриарх Макарий Антиохийский приехали в Москву 2 ноября того же 1666 года.
По дороге в русскую столицу они успели показать свою неприязнь к русскому
обряду и арестовали в Симбирске престарелого местного священника Никифора,
который предпочитал старые, дониконовские книги новым.
Уже через три дня после их прибытия они начали свои совещания с царем.
Конечно, не вопрос обряда, судьба которого уже была им предрешена, тревожил
Алексея Михайловича, а окончательное решение его тяжбы с патриархом
Никоном. Многие греческие иерархи, зная о грекофильстве Никона, несомненно,
сочувствовали ему. Отказ патриарха Парфения Константинопольского и
патриарха Нектария Иерусалимского от участия в суде над бывшим главой русской
церкви прежде всего обуславливался их отвращением к этому малопочтенному
предприятию. Двух других приехавших в Москву патриархов привели туда тоже не
заботы о русской церкви, а просто желание получить от русского правительства
соответствующую мзду за осуждение своего же собрата по сану. В этом
отношении они не ошиблись, и за свою услугу государю каждый из них лично получил
из русской казны мехов, золота и подарков на 200 000 рублей по курсу 1900 года.
Когда у них появлялись какие-либо сомнения или угрызения совести, то таковые
легко устранялись соответствующим финансовым давлением. Каноническое
право этих двух восточных патриархов на участие в русском соборе было крайне
сомнительным. Возмущенный их поездкой на суд Никона патриарх Парфений
и созванный им собор добились у турецкого правительства смещения этих обоих
неколлегиальных владык под предлогом оставления ими паствы и церкви без
разрешения властей93. Вообще оба патриарха были постоянно в долгах и
денежных перипетиях, а патриарх Паисий по возвращении из России на Восток попал
в тюрьму по обвинению в присвоении колоссальной по тому времени суммы
в 70 000 золотых.
Уже упомянутый главный посредник между патриархами и русским
правительством митрополит Паисий Лигарид, в свою очередь, был проклят и отлучен
от церкви своим же владыкой, патриархом Нектарием Иерусалимским, а за свои
нехристианские поступки и измену православию скорее заслуживал находиться
на скамье подсудимых, чем среди судей94. По окончании собора Лигарид
неоднократно собирался вернуться к себе на родину, но, боясь суда, остался в России и
умер в Киеве. Другой греческий иерарх, митрополит Афанасий Иконийский, в
свою очередь, был под следствием за подделку полномочий, и после собора был
прямо отправлен в монастырь в заключение. Таковы были воротилы греческой
части собора, которые вызвались судить русского патриарха и русские обряды95.
Крайне щекотливым было положение и нескольких русских владык во главе
с такими активистами, как Павел Сарский и Иларион Рязанский. Они целиком
разделяли взгляды Никона о превосходстве священства над царством и, ссылаясь
93 Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович... Т. II. С. 490.
94 Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. XII. С. 758; Гиббенет H.A. Указ. соч. Т. II.
С. 44; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович... Т. II. С. 502.
95 Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. XII. С. 758; Гиббенет H.A. Указ. соч. Т. II.
С. 44.
222