ТОМ II. Глава IL СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ
ли на пароход, где его уже ожидал Павел. К своему ужасу Амвросий заметил, что
вместе с ним едет знакомый купец, и несчастный митрополит целыми днями не
выходил из каюты, чтобы не попасться тому на глаза. Его просто "уложили" на
койку: "Аки бесчувствен, положен в ложе за занавесочку мало отдохнуть и
собраться с силами"216.
Зато по приезде в Добруджу, куда сперва направились путники,
митрополита ожидала торжественная встреча казаков-раскольников. В Браилове Амвросий
и его свита пересели на пароход, идущий в Вену, куда они и приехали 28 июня
1846 г.
Дворачек и другие их друзья, например, близкий к императору Вайс, и
сочувствующие белокриницкому предприятию не заставили Амвросия долго сидеть в
Вене. Уже 11(23) июля сам император Фердинанд торжественно принял
митрополита, ободренного этим первым успехом: "когда приехали во дворец, то неизъяснимое
великолепие царских чертогов и предстоящих от разных полков генералов
рассыпало всю дряхлость господствующего митрополита" ш. Побывал Амвросий с
Павлом и у других знатных покровителей "затейки": графа Коловрата, князя Меттер-
ниха, эрцгерцога Людвига218. 18 сентября Императорско-Королевская Тайная
Придворная и государственная канцелярия (Гоф-канцелярия) позволила
Амвросию выехать в Белую Криницу219. Амвросий прибыл туда к 12(24) октября 1846 г.220,
его радостно и торжественно встречало все местное население, а еще через две
недели, 28 октября (8 ноября) 1846 г., митрополита торжественно присоединили к
старообрядческой церкви. Священноинок Иероним исповедовал и причастил
владыку, который в подтверждение своего православия проклял все ереси. Затем
митрополит был помазан миром, которое, как было принято у старообрядцев,
было освящено самим патриархом Иосифом ( 1643— 1652) еще до раскола русской
церкви. Старообрядческая иерархия стала свершившимся фактом221.
6. Первые епископы
Известие о создании собственной древлеправославной иерархии довольно
быстро разнеслось по старообрядческому миру. "Торжество и ликование в
старообрядчестве по случаю приобретения митрополита Амвросия было действительно
великое. Весь старообрядческий мир пришел в движение, и большинство раскольников
радостно отозвалось на весть о совершившемся в Белой Кринице событии"222.
Их почти двухсотлетняя мечта иметь иерархию исполнилась. Один из
ведущих руководителей Рогожского кладбища "дворник" И.А. Гусев писал своему
другу уставщику Евтихию Евстафьеву в Сары Кей (в Добруджу), что новый
епископат—это "новый путь, ведущий в четвертый Рим"223. Не только Москва, Кер-
женец, Стародубье, но и Урал, Поволжье сейчас же были осведомлены о
свершившемся событии и начали собирать средства для епископата, искать кандидатов
216 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 15; Письмо Павла от 8 июля 1846 г. // Переписка
раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 75.
217 Письмо Павла от 27 июля 1847 г.//Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1.С. 83;
Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 421.
2.8 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 19.
2.9 Липранди И.П. Геронтий Левонов... С. 158.
220 Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 479; МВД. Собрание. Т. I. С. 143.
221 Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 426.
222 Субботин Н.И. Присоединение к православию раскольнических епископов и других членов
так называемой Белокриницкой иерархии. М., 1866. С. 12.
223 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 168.
468