ТОМ II. Глава IL СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ
— дозволяется привести из за границы в Белую Криницу епископа, причем
Вена, заботясь о преемственности власти, добавила, что этот епископ должен
сразу же рукоположить себе преемника (und der zugleich Leines Nachfolger zu ordiniren
hatte);
— белокриницкому монастырю официально разрешается существовать и
дальше189.
Этим декретом создавался юридический фундамент для Белокриницкой
старообрядческой епископской кафедры; оставалось найти лишь самого
епископа.
4. Старообрядцы и М.Чайковский
В бытность свою в Вене оба белокриницких посланца, Павел и Алимпий,
официально получили австрийские паспорта и уже в качестве австрийских
подданных, под защитой консульского аппарата Габсбургской империи, отправились на
поиски древлеправославного архиерея. Поездка 1844—1845 гг. по Молдавии,
Сербии и Черногории оказалась неудачной, они нигде не нашли свободного от
паствы и согласного перейти в старую веру архиерея. Но зато следующее
путешествие двоих иноков, начатое 4 июня 1845 г., увенчалось полным успехом.
Решив на этот раз проехать через Константинополь, Сирию, Софию и
Египет, чтобы подыскать подходящего для старообрядцев архиерея, оба делегата
заехали в Добруджу к некрасовцам и, в частности, посетили Славе кий монастырь.
Там уже знали о намерениях белокриницких старообрядцев и встретили их очень
приветливо, пригласили к старшинам, в том числе к главе некрасовских казаков
Осипу Семеновичу Гончару190. Беседа с Гончаром затянулась надолго:
"Просидели до свету с восторгом и великой любовью, даже не могли видеть когда нощь
прошла в приятном разговоре"191. Видимо, именно тогда опытный турецкий казак,
имевший большие связи в Константинополе, предложил Павлу и Алимпию
воспользоваться для поисков архиерея помощью всемогущих в Порте польских
эмигрантов и особенно главы последних в Турции, известного авантюриста
Михаила Чайковского, уже успевшего стать мусульманином под именем Садык паша192.
Чайковский к тому времени имел тесные связи с некрасовцами и прочими
эмигрантами из России, и, несомненно, пристально следил за активностью
старообрядцев и в Добрудже, и в Молдавии, и на Буковине. Вполне возможно, что его
агенты связались с Павлом и Алимпием уже в Вене, во всяком случае Надеждин,
посетивший Белую Криницу и Добруджу в 1844—1845 гг., уверяет, что даже
поездка Павла и Алимпия в Вену была предпринята по совету униатского
митрополита Галиции Михаила Левицкого193. Кельсиев тоже говорит об участии
Чайковского, Чарторыйского и французских властей в организации белокриницкой
митрополии194, но, как указывал уже Н.И. Субботин, в статье Кельсиева явно
перепутаны даты195.
189 Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 277-278.
190 См. биографию и библиографию О.С. Гончара в примечаниях к изданиям: Герцен Л. И.
Былое и думы. Т. 3. М.-Л. 1932; Кельсиев В.И. Исповедь Исповедь//ЛН. 1941. Т. 41—42. С. 253-470.
191 Слова Гончара, цит. по: Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 327.
192 LewakA. Dzicije Emigracji Polskiej w Turcij 1831-1878. Warszawa, 1935. S. 51—52; Чайковский М.
Записки. С. 691-693.
193 Надеждин Н.И. О заграничных раскольниках. С. 102.
194 Кельсиев В. Польские агенты в Цареграде // Русский вестник. 1869. №№ 6—11.
195 Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 330.
464