20. Разгром боголюбцев
в Нижнем Новгороде протопопа Неронова, был арестован и казнен71. Лазарь,
протопоп Романово-Борисоглебского собора, скрылся у игумена Никанора в
монастыре Св. Саввы Сторожевского, но позже был найден и сослан в Сибирь.
Помимо этих наиболее известных лидеров боголюбческого движения,
много других священников и прихожан пострадали во время этого разгрома
боголюбцев, организованного Никоном. В самой столице последователи движения
жили под страхом террора. По церквам ходили подьячие патриаршего приказа,
разыскивая всех тех, кто был близок к боголюбцам или участвовал в движении.
Прихожане избегали ходить в церкви, настоятели которых были арестованы, и
отказывались даже делать свои обычные пожертвования и взносы, будучи
возмущенными арестом своих духовных отцов. Даже Анна Ртищева, известная
своими симпатиями к патриарху, перестала помогать Казанскому собору, обвиняя
причт в интригах против Неронова. "Впредь корму не будет,—заявила она,—вы
молилися да вымолили вон Ивана Неронова"72.
Из всех видных боголюбцев только отец Стефан Вонифатьев, видимо,
спасенный своим положением царского духовника, не пострадал в дни
сентябрьского разгрома. Можно думать, что, все еще находясь под тяжелым чувством
ответственности за оскорбление патриарха Иосифа и связанный словом, данным
Никону на соборе 1652 года, он не считал себя вправе вмешиваться в действия
нового патриарха. Но чувство общей связи с Нероновым у него не исчезло, и
через год-два он помогает своему другу, когда после своего побега из монастыря
вождь боголюбцев возвращается в Москву для борьбы с Никоном.
21. ПРАВКА КНИГ
Наученный неудачным опытом проведения своих новшеств в порядке личных
распоряжений и, несомненно, встревоженный сопротивлением боголюбцев,
Никон после расправы с Нероновым и его друзьями действует гораздо
осторожнее. В течение следующих трех лет он тщательно подготовляет задуманную
им унификацию русского устава с новогреческим, и только поместный русский
собор 25—31 марта 1655 года под давлением патриарха постановляет принять
предложенные ему изменения устава и церковных обычаев. Сразу же после
ссылки и разгрома боголюбцев Никон сосредоточивает свое внимание на
создании аппарата, способного подготовить его нововведения и издать новые
богослужебные книги. В самом начале 1654 года Печатный Двор переходит под
полный контроль патриарха, и в нем теперь безраздельно и неограниченно
господствуют грек Арсений, чудовский старец Евфимий, старец Матвей,
завзятый враг боголюбцев, сыгравший важную роль при ссылке Неронова протопоп
Адриан, не бывший в штате двора, но игравший ведущую роль в "исправлении
книг" Славинецкий и несколько более мелких агентов Никона. Начатое в 1652
году собирание древних книг и документов продолжается. В 1653 году к этому
собранию присоединяются более пятисот книг, привезенных Арсением
Сухановым с Востока, около двухсот старых уставов и служебников присылают
восточные патриархи, афонский монастырь, со своей стороны, посылает пятьдесят ста-
71 Там же. С. 32.
72 Там же. С. 32-33.
175