ТОМ I Глава III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ
том программы было введение более ясного пения. Третьим был вопрос о чтении
псалтыри. Следуя советам патриарха Парфения и пожеланиям царя, собор на этот
раз постановил ввести единогласие:
"Пети по святым церквям Божиим чинно и безмятежно, на Москве и по
всем городам единогласно "46.
Новый Служебник, во введении которого была рассказана история
единогласия и в котором было строго предписано везде его вводить, очень быстро был
подготовлен к печати, так как в Печатном Дворе сидели Наседка и Мартемьянов,
друзья боголюбцев. В июле новый Служебник уже вышел из печати в продажу47.
Несмотря на окончательное решение собора, споры, видимо,
поддерживаемые косными представителями епархиальных канцелярий, продолжались, а в
глухих местах, в провинции, "многогласие" удержалось даже до конца XVIII века48.
Некоторые противники единогласия и проповедей открыто выступали против
решения собора сейчас же по его окончании:
"Заводите де вы ханжи ересь новую, единогласное пение и людей в церкви
учите. А мы де людей и прежде в церкви не учивали, а учивали их в тайне [исповеди]
и протопоп де Благовещенский [Ванифатьев] такой же ханжа... "
Другие выражались еще резче и твердили:
Нам хоть де и умереть, а к выбору о единогласии руки не прикладывать... "
Зато среди столичного духовенства было немало восторженных
поклонников Неронова; они предлагали своим противникам Божий суд, жребий между ним
и его противниками:
"...а буде его [Неронова] вера права, и они [противники] да станут петь [по-
новому] и говорить [проповеди]"49.
12. ПРИЧИНЫ "МЯТЕЖА" ПРОТОПОПОВ ПРОТИВ ЕПИСКОПАТА
"Мятеж" протопопов против епископата во время собора 1649 года, конечно, не
был случайным явлением. Напряженные отношения внутри церкви вызывали
озлобление, проявленное с обеих сторон, когда Вонифатьев как представитель
боголюбцев на соборе не постеснялся назвать патриарха и епископов "волками" и
"губителями церкви", а иерархия, в свою очередь, старалась приостановить
движение церковного возрождения и даже требовала казни Вонифатьева.
Недовольство белого приходского духовенства епископатом, который почти что целиком
рекрутировался из черного духовенства—монашества,—было результатом
векового взаимного отчуждения и давних горьких чувств среди низшего
приходского клира.
В самом начале истории русского православия белое приходское
духовенство принимало деятельное участие в делах церкви, и епископы часто были
избираемы из его среды. В ряде случаев, в Киевский период истории, представителей
белого духовенства поставляли на кафедры и без предварительного пострижения
в монахи50. Но после монгольского нашествия положение меняется и кандидаты
46 Сахаров Ф.К. Исследование о русском церковном пении. С. 28—29.
47 Строев П.М. Дополнение к книгам гр. Ф. Толстого. М., 1841. С. 127—128.
48 Духовный регламент. Киев, 1823. С. 33.
49 ЗОРИСА. Т. II. С. 394-396.
50 Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. II. 4. 1. С. 33, 40, 43, 47.
116