Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
зывают старообрядческие историки, 1 апреля 1682 года все четыре вождя
церковного мятежа — Аввакум, Феодор, Епифаний и Лазарь—были сожжены по
приказу из Москвы72.
36. ЦЕРКОВЬ И МОСКВА В ГОДЫ МЕЖДУЦАРСТВИЯ
К сожалению, до сих пор остается неизвестным, кто отдал приказ о сожжении
Аввакума и его пустозерских единомышленников, но трудно сомневаться в том, что
инициатором их казни был тот самый "Якимушка батюшка", как в своем
письме к царю Феодору протопоп называл патриарха. Привыкший к военной
дисциплине и не любивший церемониться с врагами патриарх Иоаким не переносил
непослушания и неподчинения своей власти и, несомненно, рассматривал
церковных "непокорников" просто как дезертиров или ослушавшихся
начальства солдат. В годы фактического междуцарствия 1676—1689, когда после смерти
царя Алексея на троне сидел сначала болезненный юноша-наследник — царь
Федор, а затем его братья, цари-дети Петр и Иван, за которых их сестра Софья
пыталась управлять Россией из кремлевского терема, крутой и волевой бывший
армеец Иоаким оказался одним из старших и наиболее влиятельных придворных
и государственных деятелей. Его влияние возрастало с каждым годом. Еще при
царе Алексее, едва вступив на патриарший престол, Иоаким с помощью
собранного им церковного собора быстро и решительно расправился со своим личным
врагом архиепископом Иосифом Коломенским. Архиепископ Иосиф стал чуть
ли не всероссийской знаменитостью благодаря своему жестокому обращению с
подвластным ему духовенством и едкой критике богословски не очень ученого
нового патриарха, про которого он говаривал, что тот "не учен, трус и не
постоянен". Быстрая расправа со злополучным Коломенским владыкой явно
показала, что Иоаким не заслуживал хотя бы последних из этих эпитетов73.
В 1675 году, созвав новый собор, твердый, но осторожный и
неопрометчивый "Якимушка", предпочитавший санкцию собора личному
административному воздействию, добился окончательного проведения в жизнь постановлений
собора 1667 года о неподсудности клира гражданской власти и о полном
упразднении Монастырского приказа. По существу это было возвращение к
традиционной средневековой общеевропейской и русской практике, которая исключала
духовенство из общегосударственной юрисдикции74, и было значительной
победой русского епископата, который, как и католическая иерархия, всегда
стремился к независимости от светских властей. Когда на соборе 1666—1667 годов
митрополиты Павел Крутицкий и Сарский и Иларион Рязанский протестовали
против решения иерархов Востока, что "патриарху быть послушливу царю", они,
конечно, отражали настроения большинства русских архиереев.
После смерти царя Алексея, не теряя времени, патриарх Иоаким сейчас же,
14 марта 1676 года, созвал новый церковный собор, на котором еще раз показал,
что он не умеет забывать обид, и провел на нем осуждение и ссылку в Кожеезер-
72 Официальных известий о смерти пустозерских узников не сохранилось, а более поздние,
начала XVIII в., известия дают разные даты. Наиболее вероятна дата 1 апреля 1682 года. См.: Смирнов П. С.
Внутренние вопросы в расколе... С. VIII; Pascal P. Op. cit. P. 546.
73 Соловьев СМ. Т. VII (XIII). С. 123.
74 КарташевА.В. Очерки... Т. II. С. 233.
292