ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
К несчастью и для старой веры, и для православия, ничего из этих проектов
не вышло.
Тем не менее к концу XIX века положение старообрядчества в
верхневолжском крае значительно укрепилось и раскол неуклонно рос309.
10. ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ
Землетрясения, эпидемии и другие природные катастрофы нередко ведут к
разрушению политических или религиозных общин, но иногда само это разрушение
старого порядка или организации способствует развитию новых социальных сил.
Так произошло в 1771 г., когда на Москву обрушилась последняя из больших
эпидемий чумы, став рубежом развития новых, оказавшихся долговечными и
прочными религиозных общин. Эпидемия застала губернскую и городскую
администрацию врасплох и привела управление столицей в совершенно хаотическое
состояние. Число больниц и карантинов постоянно возрастало, поглощая все
имеющиеся в распоряжении начальства медицинские и полицейские силы.
Немногочисленные воинские части не были в состоянии поддерживать порядок.
Жители пытались бежать, вместе с ними предались панике и представители
администрации. Сам генерал-губернатор фельдмаршал П.С. Салтыков,
поддавшись панике, бросил вверенную ему губернию и уехал в свою деревню.
Население умирало тысячами. "Ежедневно тысячами фурманщики в масках
и вощанных плащах (воплощенные дьяволы) длинными крючьями таскали
трупы из вымороченных домов, другие подымали на улице, клали на телегу и везли
за город, а не к церквам, где оные прежде похоронились... Человек по двадцати
разом взваливались на телегу. Трупы умерших выбрасывались на улицу, тайно
зарывались в садах, огородах и подвалах"310.
Отчаяние народа привело к волнениям. После того как московский
архиепископ Амвросий запретил общественные молебны, чтобы предупредить развитие
эпидемии, волнения превратились в бунт, во время которого толпой был убит и
сам архиепископ. В его убийстве участвовало и несколько старообрядцев, в том
числе федосеевец Иван Дмитриев311 и будущий настоятель иргизского
Успенского монастыря Петр Юрашев312.
Оставшийся управлять Москвой командующий местным гарнизоном
генерал П.Д. Еропкин для борьбы с эпидемией предложил населению строить свои
общественные больницы и карантины. На его предложение немедленно
отозвались местные старообрядцы — федосеевцы и поповцы, и 15 сентября им было
разрешено приступить к сооружению карантина313. Инициативная группа
купцов-федосеевцев, во главе которой стояли такие местные тузы, как Пимен Алексеев, Иван
Прохоров, Г. Чечкин и тогда еще малоизвестный, но энергичный и упорный
Илья Алексеевич Ковылин, решила строить свой карантин "против
Преображенского в земляном валу... на нашем содержании для больных, и что потребно
будет людей для хождения за оными, так же и для предосторожности оных, мы оп-
309 <источник не указан>
310Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники. Т. III. С. 3.
3.1 Журавлев А. И. Полное историческое известие... С. 131.
3.2 Макарий (Булгаков). История русского раскола... С. 347.
313 Приказ генерала Еропкина см.: Акты, выписанные из дел правительствующего Сената,
касающиеся основания в Москве Преображенского кладбища в 1777 году// Сборник для истории
старообрядчества, изд. Н.И. Поповым. Т. 1.С. 78-79.
430