Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. СТАРООБРЯДЦЫ - ИХ МИГРАЦИЯ И РАССЕЛЕНИЕ
Важность изучения русского старообрядчества определяется по крайней мере
тремя основными положениями:
1. Численностью старообрядцев среди всего русского—в данном случае я
подразумеваю великорусского — населения. В настоящее время численность
старообрядцев, как и вообще верующих в России, не поддается точному
исчислению, но во второй половине XIX века такой знаток вопроса, как П.И. Мельников
(Андрей Печерский, сам бывший в молодости чиновником — специалистом по
старообрядчеству) полагал, что они составляли около трети всего
великорусского населения.
2. Их высокой духовной, социальной и экономической активностью. Они
не только с успехом проповедовали свое учение, были сплочены в крепкие
организации и общины, но в значительном большинстве случаев были
экономически более успешны, чем русское православное население. Проф. Г.В.
Вернадский отмечал, что среди сорока богатейших москвичей, дельцов Москвы,
тридцать были староверами. И почти во всей России, особенно на ее востоке
(Заволжье, Урал, Сибирь), экономика была главным образом в их руках.
3. Старообрядцы лучше сохранили старый русский быт, фольклор и
прикладное искусство старой Московской Руси того времени, когда они отделились от
господствовавшей русской патриаршей церкви. Поэтому антропологическое
изучение их быта часто дает нам хотя бы частичное представление о том, чем
была русская жизнь XVII века.
356