1. Статистика
глебск приехал на храмовый праздник местный епископ. Он остановился в
доме богатейшего местного купца, который был к тому же и старостой
православного собора. Ночью владыка случайно услыхал доносившееся издалека
церковное пение. В результате поисков он обнаружил, что купец и его семья молились
в находившейся в доме тайной раскольничьей часовне, моля Бога о прощении им
греха за прием в их доме "никонианского" архиерея38. Оказалось, что этот
примерный в глазах властей сын православной церкви был упорнейшим
старообрядцем. Перешедший из раскола в православие крупнейший московский капиталист
Гучков, дед военного министра во Временном правительстве, умирая, завещал
похоронить себя по федосеевскому обряду, что и было совершено беспоповскими
наставниками московских приходов, с большим соблазном для населения39.
Таких случаев раскрытия тайных раскольников можно насчитать не десятками и
сотнями, а тысячами. Например, среди дел по старообрядчеству в архивах
Владимирской губернии большая половина касается раскрытия, расследования и осуждения
тайных раскольников.
На основании приведенного материала и особенно секретных обследований
раскола в 1852 г., можно предполагать, что верная оценка численности
старообрядцев ближе скорее к оптимальным, чем к минимальным подсчетам.
Правильнее будет сказать, что в XIX и начале XX века от 20 до 30 процентов всех
великороссов было идеологически и религиозно ближе к расколу, чем к синодальной
версии русского православия.
2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАСКОЛА
Идеологическое содержание раскола, теоретически основанного на учении о
божественном избрании русского народа для охраны чистейшей и единственно
подлинной, с точки зрения старообрядцев, формы христианства, неизбежно
привело к национальной ограниченности этого религиозного движения.
Старообрядческая интерпретация идеи "Третьего Рима", превращение хилиастической мечты
о тысячелетнем Христовом царствии на Русской земле, в учение о почти
беспорочной природе старого Московского, благословенного Провидением и
охраняемого силами русских святых царства, конечно, могла находить отзвук только
среди православного населения Московского государства, каким оно сложилось
к моменту раскола в середине XVII века. Основная масса старообрядцев
проживала, да и проживает сейчас, либо на территории бывшей Московской Руси XVII
века, либо же на землях, заселенных этим старым "московским" (то есть
великорусским) населением в эпоху империи. Поэтому и сейчас мы находим
старообрядцев или в Волжско-Окском крае Европейской России, или на старом русском
севере, или на территориях последующего русского расселения: на Урале, в Нижнем
Поволжье, Сибири и частично в Новороссии. Многочисленные старообрядческие
общины балтийских провинций, Белоруссии, Литвы, Польши, Украины,
Молдавии, Турции и бывшей Австрии, полутюркских областей Алтая и Южной Сиби-
î8 МВД. Сборник. Вып. 4. С. 336.
м Лонгинов М.Н. Рапорт исправляющего должность смотрителя Рогожского богаделенного
дома г. Лонгинова Московскому Военному генерал-губернатору, от 18 февр. 1856 г., за № 24 //
Братское слово. 1891. № 18. С. 6258 аналогичный случай в рогожском семействе Казаковых>; Гиляров-
Платонов Н.П. Вопросы веры и церкви. М., 1906. Т. 2. С. 542.
24-2107
369