31. Учение отцов пустозерских: дьякон Феодор
нулся. Другой раз после ночного спора, для ведения которого дьякон выполз из
своей подземной темницы, Аввакум, всегда поддерживавший добрые отношения
с большинством стражи, убедил стрельцов забрать и отдать ему "еретические"
писания Феодора. Затем, как рассказывал в послании своему сыну Максиму сам
дьякон, стрельцы избили его и, несмотря на зиму, сорвали всю одежду, "связаша
руце мои опако, и к стене привязали и знобили на снегу часа два. А друзи мои зря-
ше мя и смеющеся"245. Эти инциденты известны только со слов Феодора, но
ожесточение Аввакума против него было настолько велико, что трудно сомневаться
в верности сообщений дьякона. В уже упомянутой "Книге Обличений или
Евангелии Вечном" протопоп писал: "Федка, а Федка, зриши ли како вземшагося
гордынею мучить—Златоуст рече. Ох собака, блядин [это слово тогда обозначало
нечестивый, еретический, заблудший] сын, гордый пес, помнишь лаешь: Авакум
свинья; что знаешь, а я небесные тайны вещаю,—мне дано! Словом говорю
Троицу, а умне во Отца, Сына и Духа верую. Так то ты,—нездраве, пустошне,—жизнь
свою изнуряешь". В другом месте того же трактата он снова обращается к
своему противнику: "Ну, козля, как ты смышлешь?... дьявол тебя научил никак? не
просто говоришь! Чего у никониян несть, то твоим органом сатана отрыгнул. Как
ты, собака, так говоришь ко мне и пишешь..."246
Резкости и грубости языка протопопа не следует удивляться. Ведь и сам
тишайший царь Алексей Михайлович даже во время церковной службы не
стеснялся, пользуясь тем же языком, как и Аввакум, прерывать и поправлять в соборе
певчих, чтецов, архиереев и даже самого Великого Государя патриарха Никона. Да
и на Западе люди своими делами, а часто и выражениями были вряд ли приятнее
и мягче русских. Это было столетие бесконечных религиозных войн, кровавых бань
Кромуэлла, отмены Нантского эдикта, драгонад и камизаров, тридцатилетней
взаимной резни между протестантами и католиками в Германии. Несмотря на
парики и кружева, мадригалы и оды, грубость и жестокость пробивались повсюду. Все
же жаль, что не редкие русские, в том числе не только Аввакум, но и некоторые
владыки, именно в XVII веке позволяли себе включать в свои писания
выражения, явно неподобающие к употреблению в религиозных трактатах и прениях.
32. УЧЕНИЕ ОТЦОВ ПУСТОЗЕРСКИХ: ПРОТОПОП АВВАКУМ
Твердое стояние протопопа Аввакума за старую веру на соборах 1666—1667 годов
создало ему славу наиболее верного и видного вождя среди противников
никоновских новшеств. На соборе 1666 года он остался единственным не
поддавшимся увещеваниям и угрозам сторонником старого обряда, а на соборе
патриархов 1667 года, хотя, помимо его, также Лазарь, Епифаний и Никифор, а позже
дьякон Феодор отказались принять правку книг и новые постановления русских
и греческих иерархов, все же именно Аввакум подвергся наиболее
продолжительным и настойчивым уговорам признать новые книги и показал себятсамым
резким и непреклонным спорщиком с руководителями собора. До этого роль
протопопа в борьбе с обрядовыми новшествами была скорее второстепенной, так как
в начале 1650-х годов он был еще молод и мало известен, а затем, во время сво-
Материалы для истории раскола... Т. VI. С. 131.
Аввакум. Сочинения... С. 584, 589, 590.
263