33. Расширение старообрядческого "мятежа"в 1671—1682годах
сколько позднее, но не позже 1678 года некий старец Онуфрий основал на Кер-
женце свой скит, ставший известным под его именем. Так как Дионисий был в
очень преклонных летах, а следующим за ним по влиянию был старец Онуфрий,
то он, как человек энергичный и хороший организатор, сумел сосредоточить у
себя поступление всех средств, приходивших от жертвователей на Керженец, чем,
конечно, приобрел большую власть в этом районе29. Немалое влияние скиту
придавал и любимый Аввакумом игумен Сергий (Симеон Крашенинников), часто
живавший у Онуфрия. Недалеко от него был тоже славившийся своим
благочестием скит старца Сафонтия Соловецкого и, кроме того, целый ряд других
монашеских пустыней.
34. РОСТ СОПРОТИВЛЕНИЯ НА СЕВЕРЕ: 1671-1682
С Верхней Волги и Пошехонья пропаганда гарей легко перекинулась в
Новгородский край и в Поморье, всегда тесно связанное с Новгородом. В Новгородском крае
почва для церковного мятежа была очень хорошо подготовлена. Уже в XIV веке
здесь начала быстро распространяться ересь стригольников, вслед за которой в
конце XV началось движение жидовствующих. По всей вероятности, традиция этих
ересей сохранялась под спудом в дебрях этого края, в котором всегда легко
могли укрыться преследуемые в Новгороде и Пскове еретики. Кроме того, на
настроения новгородских умов всегда могла действовать близость границы, через
которую из Ливонии и Швеции просачивались протестантские идеи и пропаганда.
Как отмечалось, шведы в первой половине XVII века вели усиленную
пропаганду лютеранства среди населения отошедших к ним после Ливонской войны и
Смутного времени русских территорий и даже организовали специальную
типографию для печатания русских протестантских книг. Когда же русское
правительство стало преследовать местных приверженцев старого обряда, то уже в
конце 1670-х годов часть их начала эмигрировать в Швецию и шведскую Ливонию30.
Наиболее видным из ранних проповедников раскола Новгородского края был
священноинок Варлаам, бывший перед этим протопопом главного псковского
соборного храма Святыя Троицы. По всей вероятности, он начал свою
миссионерскую деятельность уже в первые же годы после церковного раскола. Уйдя из
Пскова, этот влиятельный представитель клира постригся в Печерском
монастыре и поселился в Крестецкой пустыни, где он и был схвачен властями за свою
проповедь старой веры. Он бежал, через несколько лет был снова схвачен,
отпущен, снова попал в тюрьму и наконец был казнен в 1685 году. Он обходил села и
города, нередко бывал в Новгороде и позже был признан первым и главным
устроителем новгородской старообрядческой общины31. Вместе с ним вели
проповедь крестецкий священник Илья и многочисленные "простецы", в особенности
некий Иван Дементьев32.
Из других старообрядческих миссионеров в Новгородском крае в конце
1670-х и начале 1680-х годов выделялись своей энергией какой-то Тихон Федо-
29 Материалы для истории раскола... Т. VIII. С. 248.
30ДАИ.Т. XII. №35.
31 Синодик. С. 22; Журавлев А.И. Полное историческое известие о древних стригольниках и
новых раскольниках так называемых старообрядцах. СПб., 1795. С. 91.
32 Евфросын. Указ. соч. С. 020, 022, 14; Журавлев А.И. Указ. соч. С. 91—92.
283