Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
6. ГЕРЦЕН И ГОНЧАР
Кельсиев прибыл в Константинополь в октябре 1862 г. и сейчас же принялся за
налаживание связей с польскими эмигрантами и некрасовцами. Письма из
"Отеля Ламбер" к польскому представителю при турецком правительстве
полковнику Владиславу Иордану, бывшему в это время не только агентом князя Адама
Чарторыйского, но и Ржонда Народовего (ЦНПК), раскрыли ему двери в
польские круги. В ожидании всеобщего восстания в Польше они в эти годы больше,
чем когда-либо, старались организовать все антирусские силы в
Константинополе. Работа шла по нескольким направлениям: организация антирусских сил на
Кавказе, агитация среди крымских и казанских татар, агитация среди русских
старообрядцев-эмигрантов и налаживание связей со старообрядческими обществами
в России.
Поддержка черкесов против русских и одновременно подготовка восстания
линейных казаков-старообрядцев в защиту старой веры и казачьих вольностей
была давним планом Чайковского. В то время в Константинополе находился
Измаил-бей Сафев Оглу, сын известного черкесского князя Сефер-паши, и его
сторонники помогали полякам снабжать черкесов оружием и амуницией. После того как
началось польское восстание, поляки послали на Кавказ на помощь вождю
черкесов наибу Мохаммед-эмину целую экспедицию из поляков и венгров, во
главе которой стояли Клеменс Пржевлоцкий и Сливовский186. Поляки были
разбиты русскими частями и летом 1864 г. ушли с Кавказа187.
Несколько эмигрантов-татар из Казани и Крыма поддерживали надежды
польских агентов и Ржонда Народовего на восстание среди мусульман России, а
местная французская газета "Курье д'Орьян" даже тиражировала нелепые слухи,
будто волжские татары восстали и требуют восстановления Казанского царства188.
Поляки поддерживали связи и с крымскими татарами, большое число которых
эмигрировало после Парижского мира из России в Турцию и многие из которых
все еще надеялись вернуться в Россию.
Но главным козырем для революционной агитации в России в глазах как
Кельсиева, так и польской эмиграции в Константинополе были все же
старообрядцы, которых они хотели поднять против России. Чайковский уже с 1840-х гг.
вступил в контакт с некрасовцами, стал близким другом их выборного главы
Осипа Гончара, а в 1846 г. помог мечтавшим о своей иерархии русским
старообрядцам найти греческого митрополита Амвросия, который и восстановил
старообрядческую иерархию и епископат.
В свою очередь, по приезде в Константинополь стал искать контактов с
местными старообрядческими кругами Кельсиев — и через поляков, и
непосредственно сам. Случай свел его с неким Семеном Ильичом Вилковым —
представителем казаков-старообрядцев Добруджи, через которого Кельсиев познакомился
со старообрядцами Майноса (в Малой Азии) и с самим Гончаром.
Для распространения лондонских изданий Кельсиев сначала предполагал
воспользоваться польскими связями, но вскоре увидел, что практические
возможности поляков весьма ограничены и что их разговоры о надежных контактах
186 LewakA. Dzicije Emigracji Polskiej... S. 179-181.
187 Кельсиев В.И. Исповедь. С. 360.
188 Там же. С. 361.
522