20. Разгром боголюбцев
20. РАЗГРОМ БОГОЛЮБЦЕВ
Исключение из служебной Псалтыри, вышедшей II февраля 1653 года, текстов
о перстосложении при крестном знамении и о поклонах при чтении молитв
Ефрема Сирина должно было встревожить кружок боголюбцев, в особенности
живших в Москве Неронова и Аввакума. Последний после беспорядков в Юрьевце
переехал в Москву, стал помощником о. Неронова и приобрел значительное
влияние в церковных и даже придворных кругах Москвы. Наоборот, Вонифатьев
после избрания Никона совершенно отошел от участия в церковных делах, хотя и
оставался духовником царя.
Долголетняя борьба боголюбцев за упорядочение обряда и богослужения и
введение их усилиями единогласия была направлена к утверждению старого
русского устава, старого русского богослужения, и нововведения Никона не могли
не испугать этих бойцов за обновление русской церкви. Они, конечно, уже
осенью 1652 года знали о причинах увольнения о. Наседки и Силы Григорьева из
штатов Печатного Двора и назначении туда такого подозрительного авантюриста, как
Арсений Грек. Но связанные обещанием, данным Никону церковным собором,
и не понимая в точности, чего хочет патриарх, они, конечно, не знали, что им
предпринять. Но уже через две недели после выхода Псалтыри из печати Никон сам
официально сообщил о своих намерениях.
На неделе, предшествующей Великому посту 1653 года, которая приходилась
на 20—27 февраля, он разослал по московским приходам "память" или, как
теперь говорят, меморандум или циркуляр. В этой "памяти" патриарх, не запросив
ни церковный собор, не посоветовавшись с видными деятелями церкви,
совершенно неожиданно и самовольно менял обряд. "По преданию святых апостол и
святых отец не подобает во церкви метания творити по колену, но в пояс бы вам
творити поклоны, еще и тремя персты бы есте крестились"51.
Хотя Аввакум в своем житии упоминает только о "памяти", полученной Не-
роновым как главой духовенства собора Казанской Божьей Матери, но
очевидно, это предписание было послано не одной, но и другим, во всяком случае
многим московским церквам52.
Никон вряд ли хорошо обдумал свой первый ход в ряде намеченных
обрядовых нововведений. Изменение такой важной части православного обряда, как
крестное знамение, личным, ничем не мотивированным циркуляром, при этом в
общих выражениях—"по преданию святых апостолов и святых отец", было чем-то
неслыханным в анналах не только русской, но и вообще христианской церкви.
Даже теперь, когда обряд и религия играют гораздо меньшую роль в жизни
народов, изменение крестного знамения католическим епископом или самим
папой, или патриархом православной церкви представляется немыслимым. А в
русской церкви XVII века значительных изменений обряда, не посоветовавшись
с собором, не делал даже такой авторитетный глава церкви, как патриарх
Филарет. Что же касается крестного знамения, то оно сохранило начальную греческую
51 Аввакум. Сочинения... С. 15.
52 Это общее мнение историков раскола. См.: Смирнов П.С. История русского раскола
старообрядства. СПб., 1895. С. 37; Ивановский Н.И. Указ. соч. С. 33—34; Каптерев Н.Ф. Первые
церковно-реформаторские действия патриарха Никона // Богословский вестник. 1908. Т. 2. № 6.
С. 184; Pascal P. Op. cit. P. 212; КарташевΛ.Φ. Очерки... Т. II. С. 151.
169