Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
3. Белокриницкая иерархия
ской группы, во главе с миллионером-горнопромышленником Расторгуевым,
делает последнюю попытку договориться с правительством и православной
иерархией и получить себе священство от ее епископа. Несмотря на поддержку всех
промышленных уральских кругов и даже главноуправляющего императорскими
горными заводами Уральского хребта генерала В.А. Глинки, последовал новый отказ165.
Тем временем уже с 1835 г. началась окончательная ликвидация иргизских
монастырей166. Рогожское кладбище лишилось в 1834 г. школы и приюта, было
поставлено под строгий контроль полиции, многие священники сосланы в Соловки167 или
отправлены к своим прежним архиереям. Церкви закрывались одна задругой.
2. Создание центра
В 1835 г. Федул Громов, с очевидного одобрения и поддержки рогожских и
петербургских старообрядцев, решил наконец взять инициативу в свои руки и
поручил готовить создание новой иерархии одному своему знакомому иноку —
Павлу Великодворскому. Павел, в миру Петр Васильевич Великодворский
(1808—1854), был родом из валдайской старообрядческой семьи, некоторое
время работал с Громовым в Петербурге, а с 1834 г. был послушником Лаврентьев-
ского монастыря на Ветке. Хотя он не получил никакого систематического
образования, это был один из ученейших старообрядцев XIX века, редкий знаток
православной и старообрядческой богословской литературы, человек тонкого
аналитического ума. В Павле было редкое сочетание аскетического и
мистического склада ума с железной энергией и организаторским талантом. Такие
совершенно разные люди, как недавно <в 1955 г. — ред.> умерший в Париже
старообрядческий историк и искусствовед В.П. Рябушинский и заклятый враг, но лучший
знаток раскола XIX века Н.И. Субботин, единодушны в оценке Павла как
одного из замечательнейших, хотя и забытых русских людей XIX столетия168. Во
всяком случае, это был самый выдающийся деятель старообрядческой истории
после смерти Денисовых. Через много лет после успеха дела Павла его верный
сотрудник архимандрит Геронтий, сидя в ужасном Алексеевском равелине,
оставил описание внешности своего спутника по первому заграничному
путешествию. В этом по-старообрядчески сложном стилизованном портрете с
причудливыми деталями Павел как живой встает перед глазами читателя:
"Роста малосреднего, тонкотелесен яко ангел, легконосим яко един от
пернатых; голова его плосковата и довольно обширно-великовата, лицем пригоже
бледен, белогорохового зерна цвета, носа мягкость малонависша; волосы на главе
темнобурого цвета, густы и довольно длинны. Подбородок же скудоросл и бугро-
гречневаго цвета, и яко нежным прядевцем жиденько обложен, и едва точию
грудей спуск его достигает; глаза его темножелтого цвета, быстропронзительны и яр-
козрачны, и яко у птичища строфина неморгливы".
Этот "тонкотелесный и яко един от пернатых легконосимый" инок с "быс-
тропронзительными и яркозрачными глазами", как описывал его Геронтий,
оказался человеком железной воли и тонкого ума169.
165 Мельников П. И. Очерки поповщины // Поли. собр. соч. Т. 13. С. 278.
166 Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 371, 400; Степанов А. П. Взятие у староообряд-
цев Иргизского монастыря в 1836 г. // Русская старина. 1879. № 3. С. 552.
167 Мельников П. И. Очерки поповщины // Поли. собр. соч. Т. 13. С. 384, 393.
168 Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 73-94; Рябушинский В.П.
Старообрядчество и русское религиозное чувство. [ Joinville le Point, 1936.] С. 93—94.
169 Цит. по: Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 109.
459