5. Патриарх Филарет и оборона православия
ла в 1594 году до ста семейств и имела свою церковь и школу30. Первая
лютеранская церковь в Москве была построена уже в 1575—1576 годах31, а при царе
Михаиле Федоровиче там были уже две лютеранские и две кальвинистские церкви,
из которых одна и была временно закрыта по настоянию патриарха. Число
иностранцев продолжало оставаться очень значительным в течение всего XVII века,
так как Россия все еще продолжала нуждаться в иностранных специалистах. Но
время от времени правительством предпринимались попытки ограничить их
культурное и духовное влияние на окружающую их русскую среду и особенно
пресечь все попытки религиозной пропаганды. Бесчинства иностранных армий на
территории России во время Смутного времени, когда они, пользуясь сначала
поддержкой Лжедмитрия, а потом польского и шведского правительства, не
стеснялись осквернять русские храмы и оскорблять русское духовенство, несомненно,
способствовали развитию национально-религиозной реакции среди
духовенства, правительства и культурной элиты. Результатом этой реакции было усиление
психологической и духовной изоляции России в течение почти что всей первой
половины столетия, начавшегося Смутой и иностранной интервенцией. Если при
царе Иване IV или при Борисе Годунове иностранцы были не только зваными, но
и желанными гостями в России и правительство стремилось к культурному
сближению с Западом, то в течение трех-четырех десятилетий после Смуты, помня
попытку Запада завоевать и обратить в свою веру Россию, правительство только
терпело необходимых ему иностранных специалистов, стремясь изолировать народ
от их казавшегося опасным культурного и религиозного влияния.
Лавра, где в эти годы жил Неронов, была центром культурно-духовной
обороны от иностранных влияний. Два главных антипротестантских полемиста
того времени — князь Иван Хворостинин, автор "Изложения на лютеры, кальви-
ны и прочия блядословцы", и Иван Наседка, автор "Изложения на Люторы" и
"Сборника о почитании икон"32, — как указывалось выше, были тесно связаны
с лаврой. Поэтому, уже придя в лавру с твердым решением бороться за чистоту и
славу церкви и оказавшись в самом центре русской духовной и апологетической
работы тех десятилетий, Неронов мог еще больше укрепить свою решимость
отдать все свои силы делу защиты православия.
6. НЕРОНОВ ИДЕТ В МИР
Несмотря на монастырскую обстановку, годы, проведенные вместе с
архимандритом Дионисием, все же не сделали Неронова монахом. И в этом
сочетании жизни с миром и в миру сказывается основное направление его жизни и
работы. Помощь своим православным братьям, спасение их душ, а не забота о
своем личном спасении были основными вехами в его духовной работе.
Чувство прочной связи с миром, может быть, передалось ему от основателя скита его
30 BuschingA.F. Die Geschichte der evangelischen Gemeinden in Russland. Königsberg, 1765. Bd. I.
S. 91; Amburger E. Geschichte des Protestantismus in Russland. Stuttgart, 1961. S. 18—21; Карамзин H.M.
История государства российского. Т. IX. С. 15—17.
31 BuschingA.F. Op. cit. Bd. II. S. 182; Fechner A.W. Chronik der evangelischen Gemeinden in
Russland. Moskau, 1876. Bd. I. S. 89-91.
32 Николаевский П. Ф. Московский печатный двор при патриархе Никоне // Христианское
чтение. 1890-1891. С. 171; Зернова A.C. Указ. соч. С. 55 (№ 161).
85