Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
3. Белокриницкая иерархия
Надеждина и Липранди не пришло в голову, что даже небольшой отряд русских
войск может легко захватить всех белокриницких иерархов. Но вошедшие в
Венгрию 17 июня 1849 г. русские отряды перешли Карпаты с севера (там, где с
1945 г. пролегала советско-венгерская граница), а в Южную Галицию и
Буковину русских частей вообще не посылали. Благодаря русской интервенции
революция в Габсбургской империи закончилась 13 августа 1849 г. капитуляцией
главнокомандующего венгерскими повстанцами А. Гергея в городе Вилагош.
Австрийское правительство уже через два месяца и четыре дня, 17 октября 1849 г.,
выказало свою "благодарность" Николаю I: Императорско-Королевское
Министерство культа и просвещения официально признало Онуфрия законным
наместником митрополита Кирилла287. В следующем 1850 г. венский кабинет
утвердил за Кириллом титул митрополита "всех древлеправославных христиан", а в
июне 1851 г. настала очередь Высокой Порты, легализовавшей положение
старообрядческой церкви в Оттоманской империи288. Таким образом, несмотря на
гнев и решительность Николая I, позиции старообрядческого
епископата—создания упорного Павла—становились все прочнее и прочнее.
9. ["Древляя иерархия"]
Воссоздание епископата было встречено старообрядцами России с большим
энтузиазмом. "Мы обрели новый путь, ведущий нас в четвертый Рим",— писал
И.А. Гусев, один из заправил Рогожского кладбища289. Наиболее видные из его
вождей, богатейшие московские купцы Рахмановы, Солдатенков, Досужев,
Мартынов, Свешников, Баулин, Соколов и другие обещали самую широкую
поддержку для распространения новой иерархии в Москве и по всей России290.
Вскоре по прибытии Амвросия в Белую Криницу от Рогожской общины на
Буковину выехала делегация московских поповцев, для того чтобы
познакомиться с митрополитом, ставшим первым главой старообрядческой иерархии.
Делегация состояла из В.В. Борисова — энергичного, молодого, образованного
начетчика Рогожской общины, и Ф.В. Жигарева из кладбищенского причта.
Ехали они без паспортов и должны были перебраться из России в Австрию
тайно, через Днестр, с помощью агентов монастыря. Несмотря на тяжесть
путешествия — Днестр переходили в ледоход — до Австрии удалось добраться
благополучно291. Они смогли наладить связь не только с иноком Павлом и Амвросием,
но и объездить старообрядческие общины Австрии и Молдавии. Местные
старообрядцы легко достали молдавские паспорта на их имя, и оба
путешествовали под видом купцов292. По возвращении в Россию обоих арестовали. Жигарев
был приговорен к ссылке, менее стойкий В.В. Борисов присоединился к
господствующей церкви293.
И аресты посланников белокриницкого центра (архимандрита Геронтия и
инока Ушакова) и рогожских делегатов Борисова и Жигарева, и действия австрийско-
287 Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства...
С.195.
288 Там же. С. 315-316.
289 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 168.
290 Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства...
С. 11.
291 См.: Поездка в Белокриницкий монастырь. Как мы ездили за миром в Белую Криницу / Пре-
дисл. Н.И. Субботина// Русский вестник. 1864. № 3.
292 Там же. С. 35.
293 Липранди И.П. Геронтий Левонов... С. 104 и след.
479