ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
ноту церковной жизни. Это духовное причастие является следствием огнеопаль-
ного желания общения с Христом. Здесь невольно напрашивается вопрос, не
считал ли Денисов и гари за такое огнеопальное приобщение к Всевышнему.
Денисовы и поморцы всегда прославляли жертвы гарей как мучеников и не
осуждали самосжигания. Недаром же они вели свою духовную линию от крупнейшего са-
мосжигателя дьякона Игнатия.
3. Те причащающиеся, которые недостойны св. Даров. Такие никакого
спасения от причастия не получают и, наоборот, отягощают свои вины,
подходя к причастию.
Подводя итоги учению Андрея и отчасти Семена Денисовых, можно сказать,
что для них вера в святость церкви и вера в Христа составляла центральную часть
их учения. Несмотря на возведение ими обряда в догмат, на самом деле горячая,
полная, огнеопальная вера была самым важным, по их мнению, для спасения
человека.
Рассуждения Денисова о природе церкви, которая является не покровом и
стенами, а верой и жизнью, и его рассуждения о возможности огнеопального
мистического причастия без получения святых Даров лучше всего показывают, что
было самым важным для этих вождей поморских. Вера стояла для них выше
добрых дел, аскезы, поста, молитвы и таинств. Следуя за апостолом Павлом,
которого любил цитировать и Аввакум, Денисовы повторяли "праведный верою жив
будет", добавляя "кроме веры невозможно есть угодити Богу". Может быть,
поэтому они восторгались и огнеопальной верой самосжигателей, которые ради
спасения души жертвовали свои тела. Наряду с прославлением святых древлерусской
церкви оба Денисовы почитали, например, не только первых мучеников
подлинного старообрядчества, епископа Павла, Морозову, Авраамия, Аввакума с его
товарищами и первых жертв Никона — Даниила и Логгина, — но и "лесных
старцев", "отцов чудного и дивного воздержания", во главе с Капитоном и его
учениками Прохором, Вавилой, Леонидом и другими вязниковцами, "елико они
до самых кровей противу новолюбцев [никоновцев] добродетельно ставились".
Эти плоть умерщвлявшие "отцы", которые благодаря своим крайностям
отошли от церкви задолго до обрядового раскола 1652—1667 годов, были в глазах
Денисовых "всекрасными пустынножительными отцами", "всехрабрым
ополчением", "дивным красным страданием", которые заслуживали почитания
старообрядцев-беспоповцев237.
Соединение обеих традиций—святой Руси Стоглавого собора и Сергия
Радонежского, с одной стороны, и Капитона и самосожженцев, с
другой,—представляло самую противоречивую и спорную часть поморского беспоповства, которая
неизменно вела к дальнейшим спорам и истолкованиям среди учеников
Денисовых и Выгорецкой "ангелоподражаемой" киновии.
4L РАСКОЛЫ ВНУТРИ БЕСПОПОВЩИНЫ. НЕТОВЩИНА
Распад беспоповщины на отдельные толки, или согласия, не ограничился
расхождением северного раскола на радикальную федосеевщину и более умеренных
поморцев. Не имея конструктивной, положительной, четкой и всеохватывающей
Виноград Российский. Гл. 19.
334