Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
30. Казни и тюрьмы: 1670—1676
церковных списков имена всех членов царской семьи и постоянно заявляли, что
они против царской власти. "Не восхотиша благочестивого царя себе в государях
иметь". Эти же мятежники, а с ними и некоторые монахи начали проклинать всех
священников, называли их еретиками, не приходили на исповедь и к причастию
и вместо этого исповедовались один у другого. Многие вообще отказывались
ходить в церковь, когда там служили священники219. Никанор, хотя и был
архимандритом, сам поддерживал этих "воров" в их противосвященнических
настроениях и говаривал: "Мы-де и без священников проживем, а в церкви-де часы
сами станем говорить, а священники нам не нужны"220.
Неожиданная смерть царя Алексея Михайловича, последовавшая 29 января
1676 года всего лишь на 47 году его жизни и ровно через неделю после падения
знаменитой обители, была, по мнению людей старой веры, наказанием Божиим
за разгром монастыря и, конечно, не помогла росту престижа царской власти.
Место Тишайшего занял больной четырнадцатилетний ребенок, и период новых
серьезных смут наступил для государства Российского.
31. УЧЕНИЕ ОТЦОВ ПУСТОЗЕРСКИХ: ДЬЯКОН ФЕОДОР
Несмотря на преследования, приверженцы старой веры все больше и больше
отходили от принявшей новый обряд церкви и создавали свое новое, особое
церковное общество. Еще до окончательного разрыва с "никонианской"
церковью на соборах 1666—1667 годов старообрядческие отцы изложили основные
черты своей идеологии и даже выработали некоторые новые богословские
положения. Первой и основной точкой отправления их мышления было
эсхатологическое учение о Третьем Риме и единственности русского православия, как оно
было изложено в "Повести о Белом Клобуке". Старец Филофей и его послания
были в то время прочно забыты, и их никто и не вспоминал, но "Повесть о
Белом Клобуке" стала краеугольной основой всего учения старообрядцев. Запад,
возглавляемый Римом, учили они, разорвав с православным Востоком, погиб для
христианства уже в XI веке; греки продали православие или "зашатались" в вере со
времен Флорентийского собора; Западная Русь капитулировала в Бресте в 1596
году, а в 1666 году наступило время Восточной Руси, и сама Москва, последний
бастион православия, начала "последнее отступление". Теперь приходилось
ожидать или, может быть, уже и видеть приход самого Антихриста на когда-то
светлую Русь.
Вторым важным звеном в теориях старообрядцев было сформулированное
старцем Спиридоном Потемкиным утверждение о незыблемости обряда, о
богословской невозможности для православия делать какие-либо изменения в
богослужебных книгах и церковных священнодействиях. Обряд фактически
возводился им до высоты догмата. Это было уже новым богословским положением,
которое в соединении с учением о Третьем Риме после соборов 1666—1667 годов
делало неизбежным раскол между официальной церковью и сторонниками
старого обряда, поскольку государь и иерархи не хотели отказаться от
никоновской правки книг. До 1667 года учение сторонников старого обряда не имело
219 Материалы для истории раскола... Т. III. С. 328, 336.
220 Там же. Τ III. С. 334.
253