36. Церковь и Москва в годы междуцарствия
вам худо, и впредь будет хуже, идите на Москву..."110 10 июня в Москву пришли
вести, что подошедшие к Западной Двине стрельцы отказались повиноваться
правительству и двинулись на Москву. В столице началась паника среди
сторонников новых порядков и иностранцев. Один из проживавших в это время в Москве
иезуитов писал: "Первейшим намерением стрельцов было истребить
совершенно немцев и их слободу, этот удар всегда грозит этой народности и всем нам с ней,
если не дай Бог умрет светлый царь [Петр]..."111 Но правительство было
достаточно сильно, чтобы остановить продвижение стрельцов. Генерал Гордон во главе
солдатского регулярного войска, насчитывавшего 3700 солдат и 25 пушек, 17 июня у
Тушина остановил и разбил наголову стрелецкие полки. Слабость военного
обучения, отсутствие организации и вождей обрекли и эту последнюю попытку
стрельцов на неудачу. Хотя, видимо, у стрельцов и было намерение вовлечь в
движение раскольников, части стрельцов, стоявшие в Казани и Астрахани, и казаков—
никто не выступил им на помощь112. Вернувшись из своего европейского
путешествия, Петр окончательно добил стрелецкое войско. В пытках и на плахе погибли
последние воинствующие сторонники старых порядков и старой веры среди
стрельцов,· а само стрелецкое войско было уничтожено. Как бы отмечая эту
победу над одним из устоев старой Руси, царь начал символическую европеизацию или,
точнее, модернизацию двора и высшего русского общества. На следующий же день
по приезде в Москву, 26 августа 1698 года, на приеме придворных он сам начал
резать бороды бояр, символ древнего русского уклада жизни113. На тех, кто
отказывался резать бороду, была наложена особая пошлина-пеня. Через шестнадцать
месяцев по его же приказу в первый день нового года нового XVIII века его
шуты стали резать и длинные старорусские одежды придворных. Так, хотя бы пока
во внешности, государство Российское отказывалось и от старинных привычек,
и от традиционной культуры и старалось сделать из старой Московской Руси
новую, западного культурного типа страну.
37. КАЗАКИ В БОРЬБЕ ЗА СТАРУЮ ВЕРУ
Несмотря на то что со времени царствования Ивана Грозного южная граница
Русского государства быстро продвигалась в направлении Черного и Азовского
морей, Дикое Поле все еще по-прежнему отделяло пределы Московского царства от
казачьих поселений на Дону и Тереке, которые продолжали оставаться
прибежищем для недовольных социальным строем и церковными делами беглецов. Рост
преследований старообрядцев после неудачной попытки Досифея, Никиты
Добрынина и Хованского реставрации старой веры в Москве только усилил
эмиграцию на окраины страны. Действительно, проживание в столице и центрах
страны было крайне опасно для старообрядцев, которых повсюду искали, арестовывали
и судили как церковные, так и гражданские власти. Так, например, по
свидетельству иностранцев, в течение нескольких недель перед Пасхой 1685 года в срубах
были сожжены не менее 90 последователей древлей веры114. По всей стране вое-
110 Устрялов Н.Г. Указ. соч. Т. III. С. 161.
111 Письма и донесения иезуитов о России. СПб., 1904. С. 7.
112 Там же.
113 Донесение цесарского посла Кварента. См.: Устрялов Н.Г. Указ. соч. Т. III. С. 621.
114 Лилеев М.И. Из истории раскола... С. 8.
301