37. Казаки в борьбе за старую веру
среди бесконечных степей и их кочевников, медленно, но постоянно росло за счет
прилива переселенцев и беглецов из средней и северной России. Эти
пришельцы часто сами были старообрядцами, а если они ими не были ко времени
прихода на Юго-Восток, то быстро таковыми становились, смешиваясь со старым
казачьим населением и образовывая духовно и психологически особый тип русского
человека. Религиозная обособленность и независимость и вольный дух были
характерны для этих групп энергичных и твердых в своих убеждениях, всегда
готовых подняться на защиту воли и старой веры казаков и крестьян139.
Но оторванность и изолированность казачьего Юго-Востока от основных
областей России не позволили им сыграть значительную роль в распространении
и развитии организации старой веры. Кроме того, смерть игумена Досифея и
других вождей Донской старообрядческой революции 1687 года и арест лояльными
казаками других священников оставили в конце XVII века Дон и Северный
Кавказ без выдающихся проповедников и организаторов. А среди местного
казачьего духовенства своих значительных миссионеров и богословски подготовленных
для ведущей роли в старообрядчестве вождей не оказалось. Поэтому
руководящая роль в характерном для Юга поповском старообрядчестве выпала не
казачьим землям, а новым поселениям вдоль польской границы—Стародубью и Ветке,
а в беспоповщине главные центры образовались на Севере.
38. РАЗМЕЖЕВАНИЕ ВНУТРИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА: ПОПОВЩИНА
В те годы, когда на далекой окраине России, на реке Куме, престарелый, но по-
прежнему непреклонный игумен Досифей вел свои последние бои за древлюю
веру, в старых, основных землях Московского государства среди оставшихся
верными старой церковной традиции "раскольников" происходило окончательное
размежевание между традиционалистами-оптимистами, продолжавшими верить
в возможность священства и таинства евхаристии, и радикалами-пессимистами,
считавшими, что благодать Господня иссякла в церкви и поэтому ни
священство, ни таинство причастия не могут больше существовать в этом грешном мире.
Уже из предыдущего развития старообрядчества было видно, что ввиду
противоположности их установок внутренний конфликт между этими крыльями
противников "никонианства" сделается неизбежным. Временно, в течение первых
десятилетий церковного раскола, ожесточение противников нового обряда было
настолько велико, что внутренние разногласия отступили перед пафосом
борьбы против иерархии и им просто не хватало времени выяснить и осмыслить свои
собственные, часто противоречивые взгляды на мир и церковь.
Но время шло, и все резче вырисовывались не только невозможность
примирения с патриаршей церковью, но и внутренние духовные разногласия между
последователями боголюбцев и их союзников, боровшихся с новыми обрядами
и с самоуправством Никона, с одной стороны, и последователями "лесных
старцев", которые уже до Никона стали сомневаться в возможности спасения в
лоне церкви и недоверчиво относились не только к епископату, но и к самому
институту священства, с другой стороны. В 1680-х годах отношения между этими
139 В своих "Казаках" Л. Толстой дал очень яркую и верную картину нравов и образа
мышления гребенских казаков, которые очень мало изменились с конца XVII до середины XIX века.
20*
307