Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
42. Западные влияния. Христовщина
взаимным непониманием точек зрения обеих частей русского
общества—дворянства и бюрократии, а позже и интеллигенции, с одной стороны, и широких масс
старообрядчества, с другой стороны,—обошлась России очень дорого и в конце
концов помогла сокрушить как и новую императорскую Россию, так и те
крепкие слои средних и низших классов, которые в течение двух с половиной
столетий, от 1667 до 1917 года, сумели сохранить преданность "востоку востоков", той
когда-то "святой русской земле, которая православием всех одоле".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как каждое большое историческое явление, будь это протестантская реформация
или русская революция, так и русский церковный раскол XVII века не был
результатом случайных столкновений, неудачных действий нескольких лиц или
одного идеологического конфликта. Это уже видно из того, что при царе Алексее
Михайловиче от русской церкви отошло не одно, а несколько разных по
идеологии и разнородных по возглавлению и составу движений, которые нам известны
под собирательным именем старообрядческого раскола. Конечно, это прежде
всего было консервативное поповщинское "подлинно старообрядческое"
движение, первыми вождями которого были старые боголюбцы, оставшиеся и после
раскола в церкви верными основным канонам православия. Затем наиболее важным
из этих течений являлось весьма отличное от традиционного православия
эсхатологическое, с некоторым дуалистическим привкусом беспоповство. Наконец
тогда же определились и два менее значительных течения: экзальтированная и
мистическая, искавшая своих "Саваофов и Христов среди человек" христовщина и
весьма безразличная к духовным и обрядовым проблемам, почти что грешившая
агностицизмом и нигилизмом нетовщина. Уже само наличие этих четырех очень
отличных друг от друга оторвавшихся от церкви движений указывает,
насколько глубок, сложен и разнообразен по своим корням был русский церковный
раскол того времени.
Конечно, нелегко определить различия между этими движениями, которые
отвергли претензии государства и епископата на распоряжение духовной жизнью
народа. Преданность "древлему православию", как свою идеологическую
позицию называли сами раскольники, или "старому обряду", как их убеждения
характеризовали их противники и историки, вовсе не исчерпывала существо этих
духовных движений в русской церкви. "Старый обряд" в значительной степени часто
стал увлекающим и удобным знаменем, за которым отдельным вождям было
легко повести церковный народ, недовольный той пищей духовной, которую
ему предлагало возглавление церкви и рутинеры из рядового духовенства.
Несомненно, приверженность к прошлому русского православия, к молитвенному
подвигу предыдущих поколений русских святителей и святых, духовников и мирян
играла большую роль в русском расколе и вдохновляла вождей сопротивления
никоновским новшествам. Но, как неоднократно отмечалось в этом
исследовании, отколовшись от церкви, старообрядцы в значительной степени иногда
347