Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
вере и в конце концов бежал в старообрядческие колонии на Ветку, где и принял
монашество108.
Значительно позже, при Екатерине II, два видных вельможи и военных
тоже сочувствовали старообрядцам: знаменитый фаворит самой Екатерины
Потемкин и его соратник по Турецким войнам граф П. Румянцев-Задунайский. Сын
последнего продолжал покровительствовать старообрядческому монастырю,
находившемуся на землях, доставшихся в Белоруссии его отцу, и любил даже
ходить туда в церковь на службы109. Этим, похоже, и исчерпывается короткий
список друзей старообрядчества и его почитателей из среды высшего русского
общества; и в XIX веке только Тертий Филиппов, государственный контролер при
Александре II, отличался своим интересом и симпатиями к расколу110.
5. ПЕРВЫЕ ФЕДОСЕЕВСКИЕ ОБЩИНЫ
Строгая приверженность старообрядцев-поповцев всем предписаниям
православной веры—за исключением непризнания "согрешившей" иерархии—ставила
их церковную организацию в очень трудное положение. Поскольку они верили
в таинства и твердо стояли на литургической почве, для полноты церковной и
молитвенной жизни им были совершенно необходимы и священники, и
освященные по канонам церкви. Священников им часто удавалось достать из
православного духовенства, среди которого, как мы видели, немало священников
сочувствовало старой вере и даже переходило из господствующей церкви в
раскол. Такие священники могли при желании или вести бродячий образ жизни, или
скрываться от имперской администрации в старообрядческих селениях,
обслуживая требами свою паству. Гораздо сложнее был вопрос с литургией, для
которой требовались освященная церковь и алтарь с так называемым антиминсом-
платом с частицей мощей и епископским благословением, являющимся
разрешением служить литургию в данном храме. Так как у старообрядцев до
1840-х гг. своих епископов не было, то они могли устраивать храм и принимать
причастие, только достав где-нибудь в старинной православной церкви антиминс,
освященный еще до Никона. Но на похищение антиминса за всю историю
старообрядчества никто из раскольников или их священников никогда не
решился, и только за рубежом в Польше да в казачьих, долго еще остававшихся
автономными областях, могли существовать постоянные поповские храмы. Но даже
и похищение антиминса из православной церкви не помогло бы общинам по-
повцев открыть свои храмы на территории империи, так как такой храм был бы
немедленно закрыт, антиминс отобран, а соучастники похищения и служения в
такой церкви—наказаны, скорее всего казнены. Поэтому до тех пор, пока ста-
рообрядцам-поповцам не удалось хотя бы полулегализовать положение своих
приходов и организаций, церковная жизнь их общин имела крайне
неупорядоченный и случайный характер. Зато гораздо легче было положение беспоповцев,
которые, не признавая благодатности нового священства и не веря поэтому в
возможность литургии, строили свою психологически полноценную церковную
108 Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье... С. 316; Лилеев М.И. Новые
материалы для истории раскола... С. 124-126.
109 Мельников П.И. Очерки поповщины // Поли. собр. соч. Т. 14. С. 106.
110 <источник не указан>
386