39. Выделение беспоповщины: федосеевцы
символическим признанием Российской государственности как христианского
учреждения и проявлением чувства их неразрывной исторической связи с
большинством православного русского народа. В федосеевских писаниях, как и в
новгородских правилах 1690-х годов, нет даже упоминаний о бывшей "святой Руси",
о древлем предании, об угасшем Третьем Риме. Наоборот, как раз среди
федосеевцев наиболее часто сказывалась враждебность к российской "никонианской"
государственности, и даже в XIX веке они отождествляли русского государя с самим
Антихристом. В отношении к своей собственной стране федосеевцы по своим
убеждениям, несомненно, являлись принципиально антигосударственным
элементом, напоминая "радикальное" или "революционно-анабаптистское движение"
XVI века, как его за проявление подобных же антигосударственных черт
называет современный американский богослов Уильямз204, или богомилов и альбигойцев
Средневековья.
Невельская беспоповская община Феодосия Васильева просуществовала
недолго. В 1709 году она была разграблена польскими солдатами. Опасаясь, что
и позднее в результате войны Карла XII с Россией и Польшей, которая в те годы
в значительной степени происходила на польской территории, его община
окажется между молотом и наковальней, Феодосии решил возвратиться в Россию.
Совсем неожиданно он нашел могущественного покровителя в лице тогда
почти всесильного Меньшикова, который и исхлопотал у царя разрешение для
Невельских эмигрантов-федосеевцев вернуться на родину. С позволением Петра
община Феодосия переселилась под Псков, где и поселилась на так называемой
Ряпиной Мызе205. Судьба все же не дала Феодосию Васильеву продолжать свою
проповедь на русской земле. Несмотря на заступничество влиятельного
любимца царя, Феодосии был задержан церковными властями; вскоре его
надломленное странствованиями и постом здоровье пошатнулось, и он скончался в
заточении206. Через несколько лет его община, находившаяся все еще на Ряпиной Мызе,
распалась, но федосеевство пережило своего основателя, и в конце XVIII и
начале XIX века оно стало одним из самых сильных и влиятельных согласий не
только среди беспоповцев, но, может быть, даже во всем русском старообрядчестве.
40. ПОМОРСКОЕ БЕСПОПОВСТВО И ДЕНИСОВЫ
Несколько другой характер, чем в Новгороде и в ранних федосеевских общинах,
приняло развитие беспоповщины на крайнем Севере Руси, в Поморье. Как это
ни странно, но там, в глуши северных лесных дебрей и болот, в пустынях этого
бесконечного и малозаселенного многоозерного и богатого реками края русская
историческая традиция и верность древлему церковному преданию оказалась
гораздо крепче, чем среди беспоповцев стариннейших русских городов Северо-
Запада во главе с бывшим Господином Великим Новгородом. Может быть, это
явление можно объяснить тем, что в иноческих скитах Поморья социальная
сторона русского церковного движения протеста играла значительно меньшую роль,
204 Spiritual and Anabaptist Writers / ed. G.H.Williams. Philadelphia, 1957. P. 29; Williams George H.
The Radical Reformation. Philadelphia, 1962. P. 362—373.
205 Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего Синода.
Т. 1.СП6., 1868. С. 435.
206 Есипов Г.В. Указ. соч. Т. I. С. 89.
325