21. Правка книг
лись, так как неопытные и часто не очень серьезно бравшиеся за свою работу
правщики сами постоянно сбивались, путали и делали новые ошибки, которые
были часто хуже прежних. Ввиду грубых ошибок в первом издании Служебника
печатание его было вскоре приостановлено. Более поздние его издания значительно
улучшились, и поднаучившиеся на своих ошибках правщики начали работать
серьезнее и даже проверяли тексты по старинным материалам. Но было уже
поздно. Непоправимое зло было сделано и доверие к новому Служебнику подорвано91.
Психологический эффект всей правки Служебника, к чему фактически и
свелись все "реформы" Никона, был ужасен. Как раз в то время, когда по
предсказаниям "Кирилловой Книги" русская церковь должна была переживать
последний соблазн, сам глава русской церкви необоснованно и легкомысленно начал
нарушать "лепоту" русского богослужения, за полноту восстановления которого
боголюбцы боролись уже десятки лет. На ум невольно приходила мысль, что
новая прихоть патриарха была подсказана ему злой силой, что русская иерархия с
Никоном во главе впала в соблазн и что руководители "правки", греки и южно-
руссы, только являются исполнителями страшного заговора сил тьмы. Многие
начали думать, что лицо светлой Руси исказилось и мрак начал находить на нее.
Как это ни парадоксально и необъяснимо, но, "унифицировав" русский
Служебник с греческим, патриарх сам потерял вкус к своей затейке. После 1656 года
он мало интересуется "правкой книг". Заботы о собственном положении
приводят к тому, что он забывает дело "унификации". Уже в 1657 году он, как это будет
рассказано позже, прощает Неронова и позволяет ему служить по старым книгам.
Вскоре он совсем разочаровывается в греках, и в долгие горькие годы
конфликта с царем и опалы он никогда не вспоминает о своей "реформе". Возможно, что
он сам отказался бы от своих затей, если бы только он остался на патриаршем
престоле. Но это ему не было суждено.
22. РУССКАЯ ТЕОКРАТИЯ
Жизнь Никона до его сближения с кружком боголюбцев и дружбы с царем
известна лишь в самых общих чертах из рассказа его первого биографа и сотрудника,
клирика И. Шушерина. Но и из этой биографии видно, что у будущего
патриарха до встречи с царем не было особенно оригинальных идей о роли церкви в
государстве. В ранний период своего священства он провел десять лет в Москве и,
потерпев большое горе, потеряв детей, ушел из света в монастырь, чтобы
посвятить себя там служению Богу. Вернувшись в 1648 году в Москву, он нашел в лице
боголюбцев людей, проповедовавших как раз обратное тому, что он сделал.
Вместо ухода от греха, зла и соблазна в дебри Севера они вели борьбу с искушением
в светском обществе, проповедуя реорганизацию человеческих отношений и
государственной жизни на началах божественного закона. В этой борьбе за заветы
Христа, за подготовку Руси к ее роли грядущего царства Святого Духа
боголюбцы отводили церкви совсем новую активную общественную роль. Их усилия по
активизации работы церкви в обществе увенчались значительным успехом даже
за короткие годы их фактического руководства церковью и привели к литургиче-
91 Белокуров С. Арсений Суханов. Т. I. С. 419—420; Христианское чтение. 1882. Т. II. С. 490— 496;
Медведев С. Известие истинное. С. 14—15.
181