Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО МИРА
Козьма Минин оказался блестящим организатором. Ему удалось объединить
в одно мощное национальное движение вольных крестьян Севера, купечество и
мещанство Поволжья и Заволжья, дворянство старого центра и новых
черноземных земель Заочья. Горожанин и помещик в дружном усилии отбили внешнего
врага и подавили внутреннюю смуту. Армии католической Польши, вдохновленные
на завоевание России как папским престолом, так и успехами контрреформации
в Польше и на Западе, были отбиты. Планы короля Сигизмунда и папы
превратить Россию в новую провинцию Речи Посполитой и латинской Европы40
окончательно провалились. В 1612 году народное ополчение, сформированное
упорными нижегородцами и вдохновленное призывами Дионисия и Авраамия
Палицына взяло под командой князя Пожарского престольный город Москву.
В следующем году избрание Михаила Романова на трон закончило
династическую смуту. Еще пять лет длилась борьба с Польшей, но в 1618 году Деулинское
перемирие привело к отказу поляков-католиков от всех притязаний на подчинение
Руси римскому престолу и польской шляхте. Начавшаяся в следующем 1619 году
тридцатилетняя война окончательно отвлекла внимание католической
контрреформации от далекой Московии. Россия смогла отдохнуть от страшных годов
бесцарствия, интервенции и социальной анархии и залечить свои раны.
Но Смута, почти что приведшая к полной катастрофе русское национальное
бытие и русскую церковь, долго не могла быть забыта как поколением,
пережившим эти страшные годы, так и их детьми и внуками. Слова архимандрита
Дионисия, что Смута учинилась "Божьим праведным судом за умножение грехов всего
православного христианства", крепко запали в душу русских людей. Все
современники Смутного времени, писавшие о событиях этой эпохи, повторяют в своих
хрониках и воспоминаниях эти слова Дионисия. Их можно найти в трудах
дьяка Тимофеева, Авраамия Палицына, в повестях князей Хворостинина,
Шаховского, Катырева-Ростовского, в житиях Тулупова и в бесчисленных анонимных
работах других писателей того времени41. Многие русские люди начали
задумываться над тем, как могло "единственное и последнее православное царство" дойти до
такой беды и что надо было сделать, чтобы такая катастрофа не повторилась...
3. ИСПЫТАНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСТОКА
Преодоление Смуты и польско-католической интервенции в России было
единственным радостным явлением в жизни православного Востока начала XVII века.
Борьба между Римом и протестантизмом не ограничивалась в это время только
сферой традиционного латинско-католического мира Средних веков. И
католики и протестанты вовлекли в свои внутренние распри значительные группы как
православного населения Польско-Литовского государства, так и православных
бывшей Византийской империи, попавших в XV веке под власть оттоманских
турок. Кроме того, польско-католическая интервенция в православной Московской
Руси была не случайным явлением, не изолированным фактом в истории воин-
40 Роль папского престола в России подробно разбирается : P. Pierling(S. J.). Rome et Demetrius.
Paris,1878. P. 149-150,195-196; Idem. La Russie et la Saint Siege. Paris, 1901. Vol. III. P. 41, 79, 36, 361, 383.
41 РИБ. T. 13. C. 32, 216, 223-224, 532-533, 581, 860 и т. д.; Временник Ивана Тимофеева. М.,
1951. С. 91; Пискаревский Летописец// Материалы по истории СССР. М., 1955. Т. II. С. 105.
70