Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
4. Кельеиев
Кельсиев в Турции
"Тревожные ожидания, необходимость заводить новые связи и расширить
наше влияние на старообрядцев, надежда заинтересовать в нашем деле липован,
наконец, желание осмотреть, на что можно и на что нельзя рассчитывать,—все это,
вместе с досадой от неудачной поездки в Россию, заставило меня ехать в Турцию
и в Дунайские княжества, где живет огромное множество русских, и откуда я
надеялся устроить сношения с Петербургом и с Москвой"148. Кельсиев лишь
частично объясняет здесь причины своей поездки в Турцию. Далее из описания его
деятельности там можно понять, что основной целью поездки Кельсиева,
по-видимому, была координация усилий русских и польских эмигрантов в
Константинополе. Кельсиев покинул Лондон в конце августа 1862 г., а 4 октября сошел на
берег в Константинополе. И в Париже, который он посетил в сентябре, и в
Константинополе Кельсиев был представлен, принят и познакомлен с местными
представителями польской революционной сети. Больше всех помог Кельсиеву
сориентироваться в политической ситуации Оттоманской столицы Владислав
Йордан, польский полковник, который служил в турецкой армии и одновременно
являлся официальным представителем "Отеля Ламбер", штаб-квартиры польской
эмиграции в Париже, возглавляемой Адамом Чарторыйским.
В то время русские политические эмигранты в Константинополе были
чрезвычайно многочисленны и активны. Казанские татары, кавказские горцы,
польские офицеры на турецкой службе, русские староверы из турецких поселений
встречались друг с другом, составляли заговоры и распространяли самые
невероятные слухи среди европейского населения метрополии на Босфоре.
Поляки появились в Турции сразу же после неудачного восстания в Польше
в 1830 г. Следуя мудрому совету старого Талейрана, князь Адам Чарторыйский
решил создать в Константинополе аванпост конспиративного движения поляков
против России. Он послал туда Михаила Чайковского, человека с авантюрным
складом характера, находчивого, умного и деятельного. В течение более чем
тридцати лет Чайковский был одним из самых опасных лиц, враждебных России.
Только к концу своей жизни он прекратил борьбу, вернулся в Россию и даже
принял православие149.
Одна из главных надежд Чарторыйского и Чайковского состояла в том,
чтобы использовать в борьбе с русским правительством недовольную часть
населения Российской империи. Константинополь в частности и Турция в целом
были местом, куда направлялись самые ранние волны эмиграции из России, и этим
эмигрантам, по мнению польских лидеров, предстояло стать главным звеном
связи с нелегальными общинами и национальными меньшинствами северного
колосса. Чайковский деятельно помогал крымским татарам и кавказским
черкесам в их сопротивлении русским. Во время трагических Кавказских войн он
активно посылал туда обмундирование, провиант, оружие и даже добровольцев, а
кроме того, организовал в 1863 г. с финансовой помощью Англии и Франции
небольшой экспедиционный корпус из поляков и венгров — в подмогу кавказским
горцам150.
148 Кельсиев В.И. Исповедь. С. 353.
149 LewakA. Dzicije Emigracji Polskiej w Turcij 1831-1878. Warszawa, 1935. S. 218.
150 Кельсиев В.И. Исповедь. С. 360; LewakA. Dzicije Emigracji Polskiej..; Куклин Г.А. Польское
движение при Александре I и Николае I. Женева, 1905 (Библиотека русского пролетария, JNfe 47).
33-2107
513