Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
4. Дионисий и традиция св. Иоанна Златоуста
дей было немало видных деятелей Смуты, которые тогда по памяти и
документам записывали для потомков печальные события этого близкого прошлого, и
было достаточно предлогов для обсуждения на этих встречах судьбы России.
События текущего момента легко узнавались от бесконечных богомольцев, стекавшихся
из Москвы и провинциальной России в этот самый знаменитый монастырь
русского православия. Отсутствие культурных барьеров, которые выросли лишь со
времени Петра между разными социальными группами России, облегчали
встречи и контакты. В свою очередь, вести о положении православия под турками и
поляками приходили очень печальные и с воспоминаниями о недавних годах
интервенции и анархии только могли заставить любого русского, истинно
любящего свою веру человека еще больше думать как о ее будущем, так и о будущем
"богоизбранного русского народа".
5. ПАТРИАРХ ФИЛАРЕТ И ОБОРОНА ПРАВОСЛАВИЯ
Конечно, не все события борьбы протестантизма и католичества с
православием в Польше и Турции были известны в России. Тем не менее контакты
Московской Руси с западнорусскими землями и Ближним Востоком были
достаточно часты, и дипломатические агенты, купцы и паломники к святым местам
Палестины и Киева постоянно приносили новости о жизни и трудностях их
братьев по вере. Постоянная связь Троице-Сергиевой лавры с Москвой и
беспрерывный поток богомольцев из столицы в это популярное место русского
паломничества делали лавру одним из наиболее хорошо информированных мест
страны. Особенно хорошо были информированы в столице и в лавре о событиях в
Польше, откуда в 1620-х и 1630-х годах шли в Московскую Русь беспрерывные
потоки православных беженцев, призывавших помочь населению и церкви. В
лавру поступали также сведения и о мерах обороны православия от чуждых
"латинских" и "лютерских" идей, предпринимавшихся русским правительством и
патриархом Филаретом. Там, конечно, знали о соборе 1620 года, предписавшем
перекрещивать всех выходцев из Западной Руси, так как после измены
тамошней иерархии православию и распространения кальвинистских, антитринитар-
ных и униатских настроений москвичи вовсе не были уверены, что православие
Белой и Малой Руси так же твердо, как и их московское23. В 1627 году троицким
монахам стало известно, что две книги западнорусских богословов вызвали
своим содержанием тревогу в Москве и даже были запрещены к распространению.
Одна из них, "Катехизис" Лаврентия Зизания, была сначала неосмотрительно
напечатана в Москве, но в последнюю минуту в ней было найдено весьма
неправославное истолкование брака и других таинств24, и поэтому она так и не была
допущена к продаже. Другой запрещенной книгой было "Учительное Евангелие"
другого западнорусского авторитета — Кирилла Транквильона-Ставровецкого,
тоже заподозренное в искажении православного вероисповедания25. Известия о
23 Макарий. История русской церкви. Т. II. С. 30—33; Харлампович К.В. Малороссийское
влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. С. 22.
24 Соколов И.И. Указ. соч. С. 80; Харлампович К.В. Указ. соч. С. 103—107; Зернова A.C. Книги
кирилловской печати, изданные в Москве в XVI и XVII вв. С. 64.
25 Харлампович К.В. Указ. соч. С. 108.
6*
83