Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
ствия почти "домашним" чертям Аввакума и Епифания142. Лесков в
"Запечатленном ангеле" описывает старообрядцев XIX века, чей духовный мир—все тот же,
что и у Аввакума, а консервативные, ярко индивидуальные, упорные и глубоко
верующие персонажи его же "Соборян" напоминают о сильных и колоритных
фигурах протопопа и окружения. В XX веке Максимилиан Волошин, Шмелев,
Ремизов и Леонов143 также многим обязаны в своих произведениях языку Аввакума,
его стилю и творческому воображению.
Поэтому трудно сомневаться, что сочинения Аввакума, интерес к которым
только рос с того момента, как они вновь стали доступными, и по-прежнему
будут привлекать внимание наших современников. Литературный талант этой
необычайной личности обеспечил великому старообрядцу достойное место и в
истории русской литературы, и в сердцах русских и западных читателей.
3. ПРОТОПОП ИВАН НЕРОНОВ
(Очерк из истории Русской Церкви XVII века)144
Сороковые годы XVII века были годами замечательного русского религиозного
движения, быть может, самого значительного, которое только знает история
русской духовной жизни. Небольшая группа священников и мирян, в том числе и сам
"тишайший государь", царь Алексей Михайлович, начали большое дело
духовного и церковного возрождения страны. Как общерусское явление это движение
"ревнителей благочестия" продолжалось только до 1653 г. В этом году патриарх
Никон изменениями церковного устава внес разлад в среду бывших друзей.
Но религиозный подъем продолжался еще долго, дав основной "заряд"
старообрядчеству и явившись его главной движущей силой. Одним из главных
основателей движения был священник Иван Неронов, характерный для Руси искатель
правды и Царствия Божия.
Иван Неронов родился в 1591 г. в маленьком вологодском скиту. Строгая
скитская жизнь, суровая природа Севера, тяжелые переживания юности определили
характер молодого Ивана.
Около 1613 г. он потерял своих родных. С родного пепелища Иван уходит в
Вологду. Городские нравы поразили его, и, встретив ряженых, выходивших из
архиерейского дома, "отрок Иоанн разжегся духом и начал обличать их с
дерзновением". Обличения юноши обозлили праздничную толпу, и Иван был жестоко
избит.
Из Вологды Неронов пришел в Устюг, где научился грамоте. Следующим
этапом его странствований было село Никольское-Соболево около Нижнего. В
Никольском он женился на дочери священника и стал дьячком, но ненадолго. Его
страстная натура не могла примириться с распущенностью нравов, и хотя он
был только дьячком, он стал обличать и мирян и духовенство. Проповедь
нравственного возрождения привела его к конфликту со священством и властями и
142 Ibid. Р. 200.
143 Максимилиан Волошин написал поэму "Протопоп Аввакум", опубликованную в его книге
"Демоны глухонемые" (Харьков, 1919). Леонид Леонов говорил об Аввакуме: "Язык и эпический
темперамент автобиографии Аввакума для меня чрезвычайно важны". См.: Batov L. Leonid Leonov // La
littérature soviétique. 1946. P. 37.
144 Впервые опубликовано: Вестник русского студенческого христианского движения (Париж-
Нью-Йорк). 1954. №31. С. 11-17.
572