15. Вопрос культурной ориентации
ководя православной паствой, этот киевский митрополит из ополяченной
молдавской знати, конечно, был сердцем и душой продуктом Запада, а не Востока.
Если иерархия, новая интеллигенция и дворянство Западной Руси
подвергались влиянию Могилы и начали все более и более ополячиваться, то зато среди
простого народа, казачества и рядового духовенства его политика далеко не всегда
встречала одобрение. Когда Киевская академия была переорганизована по типу
католических школ, то народ встретил реформу бурей негодования и хотел топить
в Днепре профессоров странной и подозрительной для него школы156. Не менее
сурово отзывалось и рядовое духовенство, которое говорило о Могилянской
Академии: "Школы и науки латинские (т. е. католические)—пропасть и погибель
вечная. Никто в них не научится богоугодной воле, но окажется еще сопротивником
Христу и Антихристом. Здесь тайное гнездо Антихриста уфундовалось"
(обосновалось)157.
Слухи о латинизации западной русской церкви, которые разносились
приходившим в Москву и бежавшим из Киева духовенством, не могли не смущать
москвичей. Если Киевская академия священникам и епископам, видавшим
религиозную борьбу в Польше, казалась местом, где "уфундовался" Антихрист, то
еще более странными должны были представляться духовенству Московской
Руси методы и цели Петра Могилы. Там, в Москве, выходцев из Киева опасались
как тайных еретиков, и даже патриарх Никон в 1640-х годах с тревогой смотрел
на эволюцию киевского православия: "...греки да малороссы,—говаривал он,—
потеряли веру и добрых нравов у них нет..."158
Тем не менее, ввиду отсутствия своих ученых и квалифицированных
переводчиков, Москва была вынуждена пользоваться учеными монахами из Киева. В
конце 1640-х и начале 1650-х годов эта проблема, казалось, была разрешена вполне
удовлетворительно. Киевские ученые монахи, как, например, Епифаний Слави-
нецкий, Дамаскин Птицкий, Арсений Сатановский и другие, уже занимали в
Москве положение ответственных технических экспертов. Они переводили
богословские тексты, помогали при издании книг и подготовляли новое московское
поколение переводчиков, знатоков Писания и творений отцов церкви. Но они не
могли вмешиваться в дела церкви или влиять на дух и стиль московского
православия. Эта ограниченная роль киевских монахов в Москве объяснялась
предыдущими событиями в православной церкви в Польше, во время которых многие
церковные деятели не проявили, как это уже отмечалось, достаточной
стойкости в вопросах веры.
16. РУССКИЙ ОБРЯД И ГРЕКИ
Среди бесконечных приездов благочестивых и неблагочестивых греческих
патриархов, нахлынувших в Москву в середине XVII века, невольно вызывает
особое внимание историка приезд уже неоднократно упоминавшегося
иерусалимского патриарха Паисия, прибывшего в русскую столицу в январе 1649 года. Не
156 Меднянський С. Братсю школ и Украши i Büiopycii в XVI—XVII ст. KieB, 1958. С. 115.
157 Голубев С. Киево-Могилянская академия //ТКДА. 1890. Т. I. С. 541.
158 Материалы для истории раскола... Т. I. С. 149—150; донесения Путивльского воеводы см.:
Воссоединение Украины с Россией. Т. I. С. 222.
10-2107
145