Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
В результате упорной миссионерской работы Феодосию и его ученикам,
среди которых особенно выделялись Василий Степанов, Игнатий Трофимов и
Терентий Васильев, удалось организовать немало общин в Западной Великороссии,
Прибалтике и Польско-Литовской Федерации. Его сын Евстрат продолжал
проповедь в тех же районах и расширил влияние федосеевской веры даже до
Молдавии, где он создал небольшие общины среди эмигрантов-старообрядцев. Из
западно-великорусских федосеевских центров в первой половине XVIII века особенно
значительны были Старая Русса, Новгород, Псков, московская же община из-за
преследований не окрепла до начала 1770-х гг.124 Большинство из этих общин
были просто городскими или сельскими объединениями верующих, живших
среди православного населения, и по своему социального и экономическому
типу ничем не отличались от внешней среды. Больших монастырских общин с
общей собственностью и центральным управлением после ликвидации
Невельского и ряпинского монастырских общежитий мы среди федосеевцев не видим.
Правда, и в России, и в Польше еще существуют небольшие федосеевские
монастыри, вроде того, в котором умер в 1768 г. сам Евстрат Федосеев125, но по своим
размерам и организации они существенно отличались от первых федосеевских
религиозных коммун и были скорее монастырями, чем религиозными общинами.
6. ВЫГ-ПОМОРСКИЙ ОПЛОТ РАСКОЛА
Самым удачным и знаменитым центром беспоповского раскола XVIII века была
так называемая Выговская пустынь, основанная в 1695 г. умеренной, но твердой
в своей преданности старой вере группой беспоповцев-поморян под
водительством дьячка Данилы Викулина и Андрея Денисова. Их монастырь, организованный
у северного берега Онежского озера, на слиянии речек Выга и Сосновки,
находился приблизительно в 35 километрах на восток от того места, где теперь проходит
Беломорканал. Этот монастырский поселок, известный в настоящее время как
село Данилово, в течение более полутора веков был гнездом пропаганды раскола
почти по всей России. Когда Данила Викулин и обращенный им в раскол Андрей
Денисов, отпрыск славного, но захудалого рода князей Мышецких, поселились у
берегов Онежского озера, там уже проживали несколько
старообрядцев-монахов во главе со знаменитым в летописях раскола старцем Корнилием, умершим чуть
ли не ста тридцати лет от роду. Корнилий родился около 1570 г., долгие годы
состоял при патриархе Филарете и, несмотря на свой столетний возраст, принял
самое деятельное участие в борьбе с новым обрядом126.
Роль Андрея Денисова в создании старообрядческой идеологии и
догматики уже была обрисована в первой части этой книги, где указывалось, что мало кто
из старообрядцев сделал столько для развития мысли раскольников, как этот
глубокий и систематический писатель. Не менее важна роль Андрея и его брата
Семена в работе по пропаганде и распространению старой веры. Как писатели они
стали знамениты в среде раскола уже при их жизни. Андрей — "мудрости мно-
124 Яковлев Г. С. 118.
125 Сборник для истории старообрядчества, изд. Н.И. Поповым. Т. 1. С. 6.
126 Житие Корнилия см.: Александр Б[ровкович]. Описание некоторых сочинений, написанных
русскими раскольниками в пользу раскола. СПб., 1861 <Житие пересказывается здесь по списку: РНБ,
Q.I.401.>
390