Внутренние вопросы в расколе в XVII веке

Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. -СПб, 1898

1898

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. Общий очерк положения раскола в первое время его существования

II. Библиографический перечень источников для истории внутренних вопросов в расколе первого ея периода

А. Первый отдел и его характеристика.

Б. Второй отдел и его характеристика.

В. Третий отдел.

III. Составныя части изследования и план их расположения

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

I. Время раскола на переживаемое время

1. Сущность вопроса. -Причины, затруднявшия его разрешение. -Первыя попытки разрешить вопрос. -Ответ в Москву из Пустозерска в «книге ответ православных». -Учение диакона Феодора о том, что открылось в мире «последнее отступление» и что «скоро» явится последний антихриста. -Учение Феодора об антихристе, как определенной личности, и об обличителях антихриста, как имеющих явиться видимым для людей образом. -Характер разсуждений протопопа Аввакума. -Его согласие с учением диакона Феодора. -Писания попа Лазаря и инока Епифания. -Пустозерский ответь о «книге» архимандрита Спиридона и сущность взгляда последняго. -Ближайшая внутренняя причина, по которой взгляд пустозерскнх расколоучптелей на переживаемое время, особенно в писаниях Аввакума, не мог удовлетворять последователей раскола

2. Исходная точка в писаниях инока Авраамия. -«Последнее время». -Россия есть место рождения и царствования антихриста. -Возможно, что антихрист явится в лице патриарха Никона. -Когда этот вопрос разрешится окончательно?

3. Попытки доказать, что година последняго антихриста уже наступила. -Учение о явлении антихриста видимаго, в лице патриарха Никона. -Разсказы о Никоне. -Возможные отголоски проповеди монаха Ефрема Потемкина. -Повесть о старцах Негре и Евдокиме. -Вопросы, посланные в Пустозерск, и ответы на них, данные диаконом Феодором в 1670 году. -Отголоски проповеди инока Филиппа. -Последствии от писаний Аввакума и Лазаря, каких не желали самими протопоп и поп. -Толки по смерти Никона

4. Толки о царе Алексіе Михайловиче. -Исходная точка суждений. -Разсказ инока Корнилин о «пророчеств» патриарха Феофана. -Апокалипсическия изречения под пером протопопа Аввакума. -Возможныя истолкования писаний попа Лазари. -Волнения в Тюмени. -Ответное в Тюмень послание из Далматскаго монастыря, отвергавшее мнение об Алексіе Михайловиче, как антихристе

5. Учение об антихристе «духовном». -Причины проповеди. -Свидетельства о проникновении этого учения в Москву. -Проповиедники на Дону и в Поморье. -Сибирь. -Послание в Тюмень «об антихристе и тайном царстве его». -Полемика протопопа Аввакума. -Разделения в расколе. -Писания диакона Феодора, Аввакума и инока Авраамия в деле закреплении учения об антихристе, как «отступлении». -Провозглашение этого учения в качестве догмата на Новгородском соборе 1694 года

6. Ожидание кончины мира. -Известия о попытках раскольников определить год и день кончины мира. -Ранние толки в Москве. -Ожидания в Соловках. -Вычисления инока Авраамия. -Проповедь на Медведице. -«Встреча» трубнаго гласа

7. Противники вычислений о годе и дне кончины мира. -Споры с Космою Косым в Москве, послание против него из Москвы на Дон. -Толкования попа Самойлы, как характерное проявление внутренняго противоречии в учении «умеренной» партии

II. Самоистребление и борьба с ним

8. Общая картина явления. -Виды самоистребления. -Ранние случаи самосожигательств: в нижегородском Закудемском стану, в Сибири, в Пошехонье. -Поморския самосожжения: в Дорах, иноков Пимена, Игнатия, Германа, Иосифа. -Указания на область новгородскую

9. Зарождение самоистребления в капитоновщине. -Самоуморение, как первый вид самоистребления. -Василий Волосатый. -Занесение примера в среду «правовернаго» старообрядства: значение одобрительнаго ответа протопопа Аввакума. -Какой смысл получило здесь это явление? -Мысль о наступлении царства антихриста, как исходная точка доктрины. -Отличие Аввакумовскаго учения. -Заключение

10. Внутренняя борьба в расколе по поводу самоистребления. -Главные противники самоистребления. -Обсуждение вопроса «у Троицы». -Деятельность инока Евфросина. -Отлучение 1691 года. -«Отразительное писание». -Положение вопроса в конце периода

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

11. Общий характер вопросов. -Первая обязанность охранителя «Древняго благочестия». -Основа для отношений к противнику. -Требование полнаго разрыва с «никонианским» обществом. -Причина уступок в пользу общения. -Тайная принадлежность к расколу. -Обнаружение ея на почве вопросов церковных. -Правила лицемернаго поведения с приходским духовенством и отношение к святыням церкви

12. Протест против тайнаго охранении раскола и особенно против жизни под укрывательством. -Леса и пустыни. -«Бегание». -Царская служба. -Вопрос о молитве за царя и произведенные им раздоры в расколе. -Вопрос об общении в пище в узком и широком смысле

13. Призыв к мученичеству. -Поведение раскольщиков при допросах на суде и в период отбывания наказания. -Вопрос об отпадших от раскола: противники и сторонники снисходительнаго отношения к ним. -Вопрос о казненных за преступления против закона о расколе: время его возникновения, наставления Аввакума, особыя сказания о мнимых мучениках и их цель, факт в онуфриевщине

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

14. Важность данной группы вопросов для внутренняго движения в расколе. -Вопрос об иерархии. -Фактическое разрешение его в главных центрах раскола в связи с вопросом о перекрещивании приходящих оть «никонианства»

15. Причины разделения раскола на поповщину и безпоповщину. -Взгляд диакона Феодора и инока Авраамия. -Писания попа Лазаря и архимандрита Спиридона. -Учение протопопа Аввакума о совершаемых по новым книгам крещении и рукоположения. -Ответь Далматских «страдальцев» в послании в Тюмень. -Возражение Аввакума против основной идеи безпоповщины

16. Обнаружение вопроса об устройстве поповщины и безпоповщины на почве догматической. -Применение канонической точки зрения. -Исходным пунктом, где начинались столкновения между поповщиной и безпоповщиной, служил вопрос о перекрещивании. -Вызванныя им раздорническия отношения в Швеции. -Волнения из -за этого вопроса в самой поповщине

17. Вопрос о церковных таинствах. -Крещение. -Исповедь пред мирянином и дознание ея недостаточности. -Особенная важность вопроса о таинстве причащения. -Положение раскольников в Москве. -Обедни в обителях: Соловецкой, Курженской, Сунарецкой и Льговской, позднее - -на Чиру и Ветке. -Вопросы о совершении литургий в простых «храминах» и о способе причащения запасными дарами. -Горько -плачевное зрелище в безпоповщине. -Проповедники конечнаго упразднения безкровной жертвы и полемика против них в писаниях протопопа Аввакума и инока Евфросина. -Пример религиозной настроенности раскольника, лишеннаго возможности причащаться

18. Исключительное значение вопроса о таинстве брака. -Ранния свидетельства и ранние факты к характеристике раскольническаго взгляда на брачную жизнь в переживаемое время. -Московский поп Исидор н протопоп Аввакум, как представители двух направлений в учении о браке. -Их переписка. -Семейная жизнь в общинах. принимавших овяшенство. -Бракоборное учение, как догма, в среде новгородских безпоповцев. -Правила Новгородскаго собора 1694 года. -Печальныя явления в общинах бракоборцев: разврат и его оправдание

19. Совершение богослужения. -Отправление духовных треб. Наставления и некоторые факты

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

I. Вопросы обрядовые

II. Догматические споры

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

Столкновения с сектантством

Указатель лиц, мест и рукописей

OCR
LXXV мился съ прибывшимъ къ нему знаменитымъ старовѣрческимъ дѣяте¬
лемъ, игуменомъ Досиѳеемъ. Въ подтвержденіе этого издатель ссы¬
лается на «Исторію Выговской пустыни» Ивана Филипова. Говоря о
Досиѳеѣ, Филиповъ между прочимъ замѣчаетъ, что Досиѳей, когда
оставилъ Бесѣдный монастырь,—«благочестія ради крыяся, часто при¬
бѣгалъ къ пустынной нѣкоей Курженской обители, въ строеніе пре¬
подобнаго нѣкоего старца Евфросина». Тоже говоритъ объ авторѣ «пи¬
санія» проф. В. О. Ключевскій, называя Евфросина строителемъ Кур¬
женской обители 107). По нашему мнѣнію, въ этой ссылкѣ заключается
недоразумѣніе. «Исторія Выговской пустыни» говоритъ, дѣйствительно,
о «преподобномъ» старцѣ Евфросинѣ — строителѣ Курженской пу¬
стыни 108); между тѣмъ ни откуда не видно, чтобы Евфросинъ—авторъ,
былъ строителемъ Курженской пустыни, не говоря уже о томъ, что
онъ никоимъ образомъ не могъ заслужить у поморцевъ эпитета «пре¬
подобнаго» 109 110). Изъ «Отразительнаго писанія» видно только то, что
инокъ Евфросинъ былъ изъ числа учениковъ извѣстнаго игумена До-
сиѳея. Когда Досиѳей проживалъ въ Курженской пустыни, а затѣмъ
въ Троицкой, Евфросинъ находился при немъ (—12. 13. 26). Въ при¬
пискѣ къ трактату значится: «списано съ тетрадей, съ Минина при¬
носу, съ Руси, съ Калуги и съ Біълева, письма старца Евфросина».
Слѣдовательно, около 1691 года, когда писанъ трактатъ, Евфросинъ
жилъ въ предѣлахъ калужскихъ и бѣлевскихъ, что подтверждается
и текстомъ «Писанія» (-—107; си. 52) по). 107) Филиповъ, стр. 79; ср. Лопаревъ, стр. 010—011; ср. Ключевскій — Богосл.
Вѣст. 1896, кн. 3, стр. 490. т) Такъ говорится о Курженской пустыни п въ «Сказаніи о Павлѣ коломен¬
скомъ», — тоже въ разсказѣ о Досиѳеѣ: «укрывался по равнымъ мѣстамъ, Досиѳей
«часто прибѣгалъ къ пустынѣ нѣкоей, Куржецкой обители, въ строеніи преподобнаго
отца Евфросина» (Ркп. Спб. Ак. изъ собр. Нильскаго, Лв 397—32). 109) Извѣстіе о «преподобномъ» Евфросинѣ «старцѣ» есть въ «Житіи инока Епи¬
фанія», гдѣ говорится, что Евфросинъ былъ великій ревпитель старыхъ книгъ, въ рев¬
ности «ѳабѣжалъ» въ пустыню Андо иску ю, что на восточномъ берегу Онежскаго
озера, н тамъ умеръ еще въ то время, когда ЕпнфавіЙ жидъ на островѣ Видан-
скомъ, вначитъ не позже 1660-хъ годовъ (Хр. Чт. 1889, I, 223—5; ср. Мат. для ист.
раск. VII, 58). Если предположить, что Епифаній зналъ строителя Курженской пу¬
стыни, то и хронологія не позволитъ дѣлать ссылку в& «Исторію Выговской пу¬
стыня». И не по почину лп Епифанія стала называть Евфросина «преподобнымъ»,
выражаясь однакоже: «преподобный нѣкій старецъ Евфросинъ» (Филиповъ, стр. 79). 110) Кромѣ того, надо думать, съ вѣроятностью, что: 1) подъ предсѣдательствомъ
тою Евфросина на Кержѳвцѣ въ 90-хъ годахъ былъ «сходъ» на старца Онуфрія
по поводу еретическихъ писемъ Аввакума, и 2) по имени этою Евфросина въ на¬
чалѣ XVIII вѣка назывался толкъ «евфроелновщина». а) Въ самомъ дѣлѣ, Евфро¬
синъ охотно могъ принять участіе въ обличеніи на Онуфрія, какъ сторонника ереси,—
того Опуфрія, котораго такъ сильно порицалъ предъ чѣмъ ва потаковничество уче¬
нію о самосожженіи, какъ это видно изъ «Отравительнаго писанія». По поводу ере- Digitized by Google Original from UNIVERSITY OF CHICAGO