LXXV мился съ прибывшимъ къ нему знаменитымъ старовѣрческимъ дѣяте¬
лемъ, игуменомъ Досиѳеемъ. Въ подтвержденіе этого издатель ссы¬
лается на «Исторію Выговской пустыни» Ивана Филипова. Говоря о
Досиѳеѣ, Филиповъ между прочимъ замѣчаетъ, что Досиѳей, когда
оставилъ Бесѣдный монастырь,—«благочестія ради крыяся, часто при¬
бѣгалъ къ пустынной нѣкоей Курженской обители, въ строеніе пре¬
подобнаго нѣкоего старца Евфросина». Тоже говоритъ объ авторѣ «пи¬
санія» проф. В. О. Ключевскій, называя Евфросина строителемъ Кур¬
женской обители 107). По нашему мнѣнію, въ этой ссылкѣ заключается
недоразумѣніе. «Исторія Выговской пустыни» говоритъ, дѣйствительно,
о «преподобномъ» старцѣ Евфросинѣ — строителѣ Курженской пу¬
стыни 108); между тѣмъ ни откуда не видно, чтобы Евфросинъ—авторъ,
былъ строителемъ Курженской пустыни, не говоря уже о томъ, что
онъ никоимъ образомъ не могъ заслужить у поморцевъ эпитета «пре¬
подобнаго» 109 110). Изъ «Отразительнаго писанія» видно только то, что
инокъ Евфросинъ былъ изъ числа учениковъ извѣстнаго игумена До-
сиѳея. Когда Досиѳей проживалъ въ Курженской пустыни, а затѣмъ
въ Троицкой, Евфросинъ находился при немъ (—12. 13. 26). Въ при¬
пискѣ къ трактату значится: «списано съ тетрадей, съ Минина при¬
носу, съ Руси, съ Калуги и съ Біълева, письма старца Евфросина».
Слѣдовательно, около 1691 года, когда писанъ трактатъ, Евфросинъ
жилъ въ предѣлахъ калужскихъ и бѣлевскихъ, что подтверждается
и текстомъ «Писанія» (-—107; си. 52) по). 107) Филиповъ, стр. 79; ср. Лопаревъ, стр. 010—011; ср. Ключевскій — Богосл.
Вѣст. 1896, кн. 3, стр. 490. т) Такъ говорится о Курженской пустыни п въ «Сказаніи о Павлѣ коломен¬
скомъ», — тоже въ разсказѣ о Досиѳеѣ: «укрывался по равнымъ мѣстамъ, Досиѳей
«часто прибѣгалъ къ пустынѣ нѣкоей, Куржецкой обители, въ строеніи преподобнаго
отца Евфросина» (Ркп. Спб. Ак. изъ собр. Нильскаго, Лв 397—32). 109) Извѣстіе о «преподобномъ» Евфросинѣ «старцѣ» есть въ «Житіи инока Епи¬
фанія», гдѣ говорится, что Евфросинъ былъ великій ревпитель старыхъ книгъ, въ рев¬
ности «ѳабѣжалъ» въ пустыню Андо иску ю, что на восточномъ берегу Онежскаго
озера, н тамъ умеръ еще въ то время, когда ЕпнфавіЙ жидъ на островѣ Видан-
скомъ, вначитъ не позже 1660-хъ годовъ (Хр. Чт. 1889, I, 223—5; ср. Мат. для ист.
раск. VII, 58). Если предположить, что Епифаній зналъ строителя Курженской пу¬
стыни, то и хронологія не позволитъ дѣлать ссылку в& «Исторію Выговской пу¬
стыня». И не по почину лп Епифанія стала называть Евфросина «преподобнымъ»,
выражаясь однакоже: «преподобный нѣкій старецъ Евфросинъ» (Филиповъ, стр. 79). 110) Кромѣ того, надо думать, съ вѣроятностью, что: 1) подъ предсѣдательствомъ
тою Евфросина на Кержѳвцѣ въ 90-хъ годахъ былъ «сходъ» на старца Онуфрія
по поводу еретическихъ писемъ Аввакума, и 2) по имени этою Евфросина въ на¬
чалѣ XVIII вѣка назывался толкъ «евфроелновщина». а) Въ самомъ дѣлѣ, Евфро¬
синъ охотно могъ принять участіе въ обличеніи на Онуфрія, какъ сторонника ереси,—
того Опуфрія, котораго такъ сильно порицалъ предъ чѣмъ ва потаковничество уче¬
нію о самосожженіи, какъ это видно изъ «Отравительнаго писанія». По поводу ере- Digitized by Google Original from UNIVERSITY OF CHICAGO