Внутренние вопросы в расколе в XVII веке

Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. -СПб, 1898

1898

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. Общий очерк положения раскола в первое время его существования

II. Библиографический перечень источников для истории внутренних вопросов в расколе первого ея периода

А. Первый отдел и его характеристика.

Б. Второй отдел и его характеристика.

В. Третий отдел.

III. Составныя части изследования и план их расположения

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

I. Время раскола на переживаемое время

1. Сущность вопроса. -Причины, затруднявшия его разрешение. -Первыя попытки разрешить вопрос. -Ответ в Москву из Пустозерска в «книге ответ православных». -Учение диакона Феодора о том, что открылось в мире «последнее отступление» и что «скоро» явится последний антихриста. -Учение Феодора об антихристе, как определенной личности, и об обличителях антихриста, как имеющих явиться видимым для людей образом. -Характер разсуждений протопопа Аввакума. -Его согласие с учением диакона Феодора. -Писания попа Лазаря и инока Епифания. -Пустозерский ответь о «книге» архимандрита Спиридона и сущность взгляда последняго. -Ближайшая внутренняя причина, по которой взгляд пустозерскнх расколоучптелей на переживаемое время, особенно в писаниях Аввакума, не мог удовлетворять последователей раскола

2. Исходная точка в писаниях инока Авраамия. -«Последнее время». -Россия есть место рождения и царствования антихриста. -Возможно, что антихрист явится в лице патриарха Никона. -Когда этот вопрос разрешится окончательно?

3. Попытки доказать, что година последняго антихриста уже наступила. -Учение о явлении антихриста видимаго, в лице патриарха Никона. -Разсказы о Никоне. -Возможные отголоски проповеди монаха Ефрема Потемкина. -Повесть о старцах Негре и Евдокиме. -Вопросы, посланные в Пустозерск, и ответы на них, данные диаконом Феодором в 1670 году. -Отголоски проповеди инока Филиппа. -Последствии от писаний Аввакума и Лазаря, каких не желали самими протопоп и поп. -Толки по смерти Никона

4. Толки о царе Алексіе Михайловиче. -Исходная точка суждений. -Разсказ инока Корнилин о «пророчеств» патриарха Феофана. -Апокалипсическия изречения под пером протопопа Аввакума. -Возможныя истолкования писаний попа Лазари. -Волнения в Тюмени. -Ответное в Тюмень послание из Далматскаго монастыря, отвергавшее мнение об Алексіе Михайловиче, как антихристе

5. Учение об антихристе «духовном». -Причины проповеди. -Свидетельства о проникновении этого учения в Москву. -Проповиедники на Дону и в Поморье. -Сибирь. -Послание в Тюмень «об антихристе и тайном царстве его». -Полемика протопопа Аввакума. -Разделения в расколе. -Писания диакона Феодора, Аввакума и инока Авраамия в деле закреплении учения об антихристе, как «отступлении». -Провозглашение этого учения в качестве догмата на Новгородском соборе 1694 года

6. Ожидание кончины мира. -Известия о попытках раскольников определить год и день кончины мира. -Ранние толки в Москве. -Ожидания в Соловках. -Вычисления инока Авраамия. -Проповедь на Медведице. -«Встреча» трубнаго гласа

7. Противники вычислений о годе и дне кончины мира. -Споры с Космою Косым в Москве, послание против него из Москвы на Дон. -Толкования попа Самойлы, как характерное проявление внутренняго противоречии в учении «умеренной» партии

II. Самоистребление и борьба с ним

8. Общая картина явления. -Виды самоистребления. -Ранние случаи самосожигательств: в нижегородском Закудемском стану, в Сибири, в Пошехонье. -Поморския самосожжения: в Дорах, иноков Пимена, Игнатия, Германа, Иосифа. -Указания на область новгородскую

9. Зарождение самоистребления в капитоновщине. -Самоуморение, как первый вид самоистребления. -Василий Волосатый. -Занесение примера в среду «правовернаго» старообрядства: значение одобрительнаго ответа протопопа Аввакума. -Какой смысл получило здесь это явление? -Мысль о наступлении царства антихриста, как исходная точка доктрины. -Отличие Аввакумовскаго учения. -Заключение

10. Внутренняя борьба в расколе по поводу самоистребления. -Главные противники самоистребления. -Обсуждение вопроса «у Троицы». -Деятельность инока Евфросина. -Отлучение 1691 года. -«Отразительное писание». -Положение вопроса в конце периода

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

11. Общий характер вопросов. -Первая обязанность охранителя «Древняго благочестия». -Основа для отношений к противнику. -Требование полнаго разрыва с «никонианским» обществом. -Причина уступок в пользу общения. -Тайная принадлежность к расколу. -Обнаружение ея на почве вопросов церковных. -Правила лицемернаго поведения с приходским духовенством и отношение к святыням церкви

12. Протест против тайнаго охранении раскола и особенно против жизни под укрывательством. -Леса и пустыни. -«Бегание». -Царская служба. -Вопрос о молитве за царя и произведенные им раздоры в расколе. -Вопрос об общении в пище в узком и широком смысле

13. Призыв к мученичеству. -Поведение раскольщиков при допросах на суде и в период отбывания наказания. -Вопрос об отпадших от раскола: противники и сторонники снисходительнаго отношения к ним. -Вопрос о казненных за преступления против закона о расколе: время его возникновения, наставления Аввакума, особыя сказания о мнимых мучениках и их цель, факт в онуфриевщине

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

14. Важность данной группы вопросов для внутренняго движения в расколе. -Вопрос об иерархии. -Фактическое разрешение его в главных центрах раскола в связи с вопросом о перекрещивании приходящих оть «никонианства»

15. Причины разделения раскола на поповщину и безпоповщину. -Взгляд диакона Феодора и инока Авраамия. -Писания попа Лазаря и архимандрита Спиридона. -Учение протопопа Аввакума о совершаемых по новым книгам крещении и рукоположения. -Ответь Далматских «страдальцев» в послании в Тюмень. -Возражение Аввакума против основной идеи безпоповщины

16. Обнаружение вопроса об устройстве поповщины и безпоповщины на почве догматической. -Применение канонической точки зрения. -Исходным пунктом, где начинались столкновения между поповщиной и безпоповщиной, служил вопрос о перекрещивании. -Вызванныя им раздорническия отношения в Швеции. -Волнения из -за этого вопроса в самой поповщине

17. Вопрос о церковных таинствах. -Крещение. -Исповедь пред мирянином и дознание ея недостаточности. -Особенная важность вопроса о таинстве причащения. -Положение раскольников в Москве. -Обедни в обителях: Соловецкой, Курженской, Сунарецкой и Льговской, позднее - -на Чиру и Ветке. -Вопросы о совершении литургий в простых «храминах» и о способе причащения запасными дарами. -Горько -плачевное зрелище в безпоповщине. -Проповедники конечнаго упразднения безкровной жертвы и полемика против них в писаниях протопопа Аввакума и инока Евфросина. -Пример религиозной настроенности раскольника, лишеннаго возможности причащаться

18. Исключительное значение вопроса о таинстве брака. -Ранния свидетельства и ранние факты к характеристике раскольническаго взгляда на брачную жизнь в переживаемое время. -Московский поп Исидор н протопоп Аввакум, как представители двух направлений в учении о браке. -Их переписка. -Семейная жизнь в общинах. принимавших овяшенство. -Бракоборное учение, как догма, в среде новгородских безпоповцев. -Правила Новгородскаго собора 1694 года. -Печальныя явления в общинах бракоборцев: разврат и его оправдание

19. Совершение богослужения. -Отправление духовных треб. Наставления и некоторые факты

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

I. Вопросы обрядовые

II. Догматические споры

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

Столкновения с сектантством

Указатель лиц, мест и рукописей

OCR
XCVI библіографовъ. Три житія, одно—въ двухъ редакціяхъ, извгьстны намъ по
четыремъ рукописямъ Публичной библіотеки, и одно—по тремъ спискамъТ
изъ которыхъ одинъ принадлежитъ Публичной библіотекѣ и два Обществу
любителей древней письменности. Всѣ эти памятники даютъ драгоцѣнный
въ своемъ родѣ матеріалъ для первоначальной исторіи раскола, въ из-
вгьстной мѣргъ совсѣмъ новый, такъ какъ двумя памятниками соваьмъ
еще не пользовались въ литературѣ по расколу, да и матеріалъ двухъ
другиосг не былъ исчерпанъ во всей полнотѣ, не говоря уже о критиче¬
ской провѣркѣ его, вопросъ о которой потребовалось поставить цѣли¬
комъ. Въ заключеніе дѣлаемъ замѣчаніе о «Виноградгь Россійскомъ», по
двумъ рукописямъ. Четвертое и послѣднее міьсто могутъ занять произве¬
денія православныхъ писателей. Таковыхъ три. Изъ нихъ два и ра-
н?ье служили источникомъ для составленія исторіи раскола, причемъ
оба уже давно извгьстны въ печатномъ видѣ, но и здгьеь почва оказалась
еще такъ мало изелгъдованной, что пришлою> поставить вопросы нетолько,
о времени, къ какому возможно относитыивгьстіе памятника, не только,
затѣмъ, о центргъ іхіекола, какой въ этомъ памятникѣ описывается, но
иногда даже о подлинности послѣдняго. Третій, писанный ранѣе 1667
года и извгьетный намъ по рукописи Публичной библіотеки, указываемъ
впервые. Ипхакъ, перечисляемъ всѣ даннаго отдша памятники въ указан¬
номъ сейчасъ порядкѣ, подъ буквами а, б, в, г. «) а) Сказанія о распряхъ, происходившихъ на Керженцѣ, изъ-за «пи¬
семъ» протопопа Аввакума. VIII, 204—353 т). Изъ приписки къ «ска- ш) Объ этомъ памятникѣ считаемъ необходимымъ сказать слѣдующее: 1. «Ока¬
занія» ивданы по ркп. Публ. библ. изъ собр. Погодина Л? 1256, пмеоио: УШ, 204—
322 есть текстъ лл. 300—49 полностію, а ѴШ, 323—53 есть извлеченіе лл. 350—402
ивъ статьи: «Обличеніе отъ святаго писанія на несогласныя письма протопопа Авва¬
кума и ва заступниковъ тѣхъ пясемъ старца Онуфрія и Іѳроѳѳя бѣльца». Въ этой
статьѣ есть «Сказаніе вкратцѣ» о томъ же предметѣ, которое дополняетъ простран¬
ное сказаніе нѣкоторыми подробностями. Въ концѣ его стоитъ позднѣйшая приписка
съ упоминаніемъ о «мировомъ писаніи» (ѴШ, 352): здѣсь разумѣется «мировой сви¬
токъ» 1717 года (Поли. ист. пзв. о раск. Іоаннова, Спб. 1799, стр. 208 — 11). Срав¬
нивая печатный текстъ съ оригиналомъ, мм замѣтили только одну, достойную вни¬
манія, ошибку: ѴШ, 250, вмѣсто сгенваря въ 19 день»—л. 319 об. стоить «генваря
въ 29 день». 2. Авторъ «Полнаго историческаго извѣстія о раскольникахъ» впервые
воспользовался данными «Снованіями* (стр. 206 — 8. Спб. 1799); видно, что онъ чи¬
талъ и «Сказаніе вкратцѣ». Но хронологія у него другая. Именно, третье «сходбище»
на Онуфрія, по словамъ Іоаннова, было 28 апрѣля 1698 года (стр. 207); между тѣмъ
въ «Сказаніи», какъ пространномъ (стр. 268; ср. л. 327), такъ и краткомъ (стр.ч337;
ср. л. 392), упоминается о сходкѣ 27 апрѣля и—не 7206, а 7216 года. Ошибка могла Digitized by Google Original from UNIVERSITY OF CHICAGO