XCVI библіографовъ. Три житія, одно—въ двухъ редакціяхъ, извгьстны намъ по
четыремъ рукописямъ Публичной библіотеки, и одно—по тремъ спискамъТ
изъ которыхъ одинъ принадлежитъ Публичной библіотекѣ и два Обществу
любителей древней письменности. Всѣ эти памятники даютъ драгоцѣнный
въ своемъ родѣ матеріалъ для первоначальной исторіи раскола, въ из-
вгьстной мѣргъ совсѣмъ новый, такъ какъ двумя памятниками соваьмъ
еще не пользовались въ литературѣ по расколу, да и матеріалъ двухъ
другиосг не былъ исчерпанъ во всей полнотѣ, не говоря уже о критиче¬
ской провѣркѣ его, вопросъ о которой потребовалось поставить цѣли¬
комъ. Въ заключеніе дѣлаемъ замѣчаніе о «Виноградгь Россійскомъ», по
двумъ рукописямъ. Четвертое и послѣднее міьсто могутъ занять произве¬
денія православныхъ писателей. Таковыхъ три. Изъ нихъ два и ра-
н?ье служили источникомъ для составленія исторіи раскола, причемъ
оба уже давно извгьстны въ печатномъ видѣ, но и здгьеь почва оказалась
еще такъ мало изелгъдованной, что пришлою> поставить вопросы нетолько,
о времени, къ какому возможно относитыивгьстіе памятника, не только,
затѣмъ, о центргъ іхіекола, какой въ этомъ памятникѣ описывается, но
иногда даже о подлинности послѣдняго. Третій, писанный ранѣе 1667
года и извгьетный намъ по рукописи Публичной библіотеки, указываемъ
впервые. Ипхакъ, перечисляемъ всѣ даннаго отдша памятники въ указан¬
номъ сейчасъ порядкѣ, подъ буквами а, б, в, г. «) а) Сказанія о распряхъ, происходившихъ на Керженцѣ, изъ-за «пи¬
семъ» протопопа Аввакума. VIII, 204—353 т). Изъ приписки къ «ска- ш) Объ этомъ памятникѣ считаемъ необходимымъ сказать слѣдующее: 1. «Ока¬
занія» ивданы по ркп. Публ. библ. изъ собр. Погодина Л? 1256, пмеоио: УШ, 204—
322 есть текстъ лл. 300—49 полностію, а ѴШ, 323—53 есть извлеченіе лл. 350—402
ивъ статьи: «Обличеніе отъ святаго писанія на несогласныя письма протопопа Авва¬
кума и ва заступниковъ тѣхъ пясемъ старца Онуфрія и Іѳроѳѳя бѣльца». Въ этой
статьѣ есть «Сказаніе вкратцѣ» о томъ же предметѣ, которое дополняетъ простран¬
ное сказаніе нѣкоторыми подробностями. Въ концѣ его стоитъ позднѣйшая приписка
съ упоминаніемъ о «мировомъ писаніи» (ѴШ, 352): здѣсь разумѣется «мировой сви¬
токъ» 1717 года (Поли. ист. пзв. о раск. Іоаннова, Спб. 1799, стр. 208 — 11). Срав¬
нивая печатный текстъ съ оригиналомъ, мм замѣтили только одну, достойную вни¬
манія, ошибку: ѴШ, 250, вмѣсто сгенваря въ 19 день»—л. 319 об. стоить «генваря
въ 29 день». 2. Авторъ «Полнаго историческаго извѣстія о раскольникахъ» впервые
воспользовался данными «Снованіями* (стр. 206 — 8. Спб. 1799); видно, что онъ чи¬
талъ и «Сказаніе вкратцѣ». Но хронологія у него другая. Именно, третье «сходбище»
на Онуфрія, по словамъ Іоаннова, было 28 апрѣля 1698 года (стр. 207); между тѣмъ
въ «Сказаніи», какъ пространномъ (стр. 268; ср. л. 327), такъ и краткомъ (стр.ч337;
ср. л. 392), упоминается о сходкѣ 27 апрѣля и—не 7206, а 7216 года. Ошибка могла Digitized by Google Original from UNIVERSITY OF CHICAGO