Внутренние вопросы в расколе в XVII веке

Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. -СПб, 1898

1898

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. Общий очерк положения раскола в первое время его существования

II. Библиографический перечень источников для истории внутренних вопросов в расколе первого ея периода

А. Первый отдел и его характеристика.

Б. Второй отдел и его характеристика.

В. Третий отдел.

III. Составныя части изследования и план их расположения

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

I. Время раскола на переживаемое время

1. Сущность вопроса. -Причины, затруднявшия его разрешение. -Первыя попытки разрешить вопрос. -Ответ в Москву из Пустозерска в «книге ответ православных». -Учение диакона Феодора о том, что открылось в мире «последнее отступление» и что «скоро» явится последний антихриста. -Учение Феодора об антихристе, как определенной личности, и об обличителях антихриста, как имеющих явиться видимым для людей образом. -Характер разсуждений протопопа Аввакума. -Его согласие с учением диакона Феодора. -Писания попа Лазаря и инока Епифания. -Пустозерский ответь о «книге» архимандрита Спиридона и сущность взгляда последняго. -Ближайшая внутренняя причина, по которой взгляд пустозерскнх расколоучптелей на переживаемое время, особенно в писаниях Аввакума, не мог удовлетворять последователей раскола

2. Исходная точка в писаниях инока Авраамия. -«Последнее время». -Россия есть место рождения и царствования антихриста. -Возможно, что антихрист явится в лице патриарха Никона. -Когда этот вопрос разрешится окончательно?

3. Попытки доказать, что година последняго антихриста уже наступила. -Учение о явлении антихриста видимаго, в лице патриарха Никона. -Разсказы о Никоне. -Возможные отголоски проповеди монаха Ефрема Потемкина. -Повесть о старцах Негре и Евдокиме. -Вопросы, посланные в Пустозерск, и ответы на них, данные диаконом Феодором в 1670 году. -Отголоски проповеди инока Филиппа. -Последствии от писаний Аввакума и Лазаря, каких не желали самими протопоп и поп. -Толки по смерти Никона

4. Толки о царе Алексіе Михайловиче. -Исходная точка суждений. -Разсказ инока Корнилин о «пророчеств» патриарха Феофана. -Апокалипсическия изречения под пером протопопа Аввакума. -Возможныя истолкования писаний попа Лазари. -Волнения в Тюмени. -Ответное в Тюмень послание из Далматскаго монастыря, отвергавшее мнение об Алексіе Михайловиче, как антихристе

5. Учение об антихристе «духовном». -Причины проповеди. -Свидетельства о проникновении этого учения в Москву. -Проповиедники на Дону и в Поморье. -Сибирь. -Послание в Тюмень «об антихристе и тайном царстве его». -Полемика протопопа Аввакума. -Разделения в расколе. -Писания диакона Феодора, Аввакума и инока Авраамия в деле закреплении учения об антихристе, как «отступлении». -Провозглашение этого учения в качестве догмата на Новгородском соборе 1694 года

6. Ожидание кончины мира. -Известия о попытках раскольников определить год и день кончины мира. -Ранние толки в Москве. -Ожидания в Соловках. -Вычисления инока Авраамия. -Проповедь на Медведице. -«Встреча» трубнаго гласа

7. Противники вычислений о годе и дне кончины мира. -Споры с Космою Косым в Москве, послание против него из Москвы на Дон. -Толкования попа Самойлы, как характерное проявление внутренняго противоречии в учении «умеренной» партии

II. Самоистребление и борьба с ним

8. Общая картина явления. -Виды самоистребления. -Ранние случаи самосожигательств: в нижегородском Закудемском стану, в Сибири, в Пошехонье. -Поморския самосожжения: в Дорах, иноков Пимена, Игнатия, Германа, Иосифа. -Указания на область новгородскую

9. Зарождение самоистребления в капитоновщине. -Самоуморение, как первый вид самоистребления. -Василий Волосатый. -Занесение примера в среду «правовернаго» старообрядства: значение одобрительнаго ответа протопопа Аввакума. -Какой смысл получило здесь это явление? -Мысль о наступлении царства антихриста, как исходная точка доктрины. -Отличие Аввакумовскаго учения. -Заключение

10. Внутренняя борьба в расколе по поводу самоистребления. -Главные противники самоистребления. -Обсуждение вопроса «у Троицы». -Деятельность инока Евфросина. -Отлучение 1691 года. -«Отразительное писание». -Положение вопроса в конце периода

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

11. Общий характер вопросов. -Первая обязанность охранителя «Древняго благочестия». -Основа для отношений к противнику. -Требование полнаго разрыва с «никонианским» обществом. -Причина уступок в пользу общения. -Тайная принадлежность к расколу. -Обнаружение ея на почве вопросов церковных. -Правила лицемернаго поведения с приходским духовенством и отношение к святыням церкви

12. Протест против тайнаго охранении раскола и особенно против жизни под укрывательством. -Леса и пустыни. -«Бегание». -Царская служба. -Вопрос о молитве за царя и произведенные им раздоры в расколе. -Вопрос об общении в пище в узком и широком смысле

13. Призыв к мученичеству. -Поведение раскольщиков при допросах на суде и в период отбывания наказания. -Вопрос об отпадших от раскола: противники и сторонники снисходительнаго отношения к ним. -Вопрос о казненных за преступления против закона о расколе: время его возникновения, наставления Аввакума, особыя сказания о мнимых мучениках и их цель, факт в онуфриевщине

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

14. Важность данной группы вопросов для внутренняго движения в расколе. -Вопрос об иерархии. -Фактическое разрешение его в главных центрах раскола в связи с вопросом о перекрещивании приходящих оть «никонианства»

15. Причины разделения раскола на поповщину и безпоповщину. -Взгляд диакона Феодора и инока Авраамия. -Писания попа Лазаря и архимандрита Спиридона. -Учение протопопа Аввакума о совершаемых по новым книгам крещении и рукоположения. -Ответь Далматских «страдальцев» в послании в Тюмень. -Возражение Аввакума против основной идеи безпоповщины

16. Обнаружение вопроса об устройстве поповщины и безпоповщины на почве догматической. -Применение канонической точки зрения. -Исходным пунктом, где начинались столкновения между поповщиной и безпоповщиной, служил вопрос о перекрещивании. -Вызванныя им раздорническия отношения в Швеции. -Волнения из -за этого вопроса в самой поповщине

17. Вопрос о церковных таинствах. -Крещение. -Исповедь пред мирянином и дознание ея недостаточности. -Особенная важность вопроса о таинстве причащения. -Положение раскольников в Москве. -Обедни в обителях: Соловецкой, Курженской, Сунарецкой и Льговской, позднее - -на Чиру и Ветке. -Вопросы о совершении литургий в простых «храминах» и о способе причащения запасными дарами. -Горько -плачевное зрелище в безпоповщине. -Проповедники конечнаго упразднения безкровной жертвы и полемика против них в писаниях протопопа Аввакума и инока Евфросина. -Пример религиозной настроенности раскольника, лишеннаго возможности причащаться

18. Исключительное значение вопроса о таинстве брака. -Ранния свидетельства и ранние факты к характеристике раскольническаго взгляда на брачную жизнь в переживаемое время. -Московский поп Исидор н протопоп Аввакум, как представители двух направлений в учении о браке. -Их переписка. -Семейная жизнь в общинах. принимавших овяшенство. -Бракоборное учение, как догма, в среде новгородских безпоповцев. -Правила Новгородскаго собора 1694 года. -Печальныя явления в общинах бракоборцев: разврат и его оправдание

19. Совершение богослужения. -Отправление духовных треб. Наставления и некоторые факты

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

I. Вопросы обрядовые

II. Догматические споры

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

Столкновения с сектантством

Указатель лиц, мест и рукописей

OCR
LXXXIX 9. Чтобы закончить первый отдѣлъ источниковъ для внутренней
жизни раскола, въ Р. S. назовемъ еще составленныя въ разсматриваемый
вами періодъ времени: а) «житія*, которыя писаны были собственно
съ ближайшею цѣлью прославленія раскола, но имѣли и нѣкоторое
руководственное значеніе для жизни раскольническихъ общинъ, и во
всякомъ случаѣ содержатъ въ себѣ характерныя указанія для исторіи
внутреннихъ вопросовъ въ расколѣ; б) особыя «сказанія* и «повѣсти*:
они—тенденціознаго происхожденія, имѣютъ въ основѣ или ложно
освѣщенные факты, или нѣчто прямо вымышленное, но по этой именно
своей тенденціозности являются характернымъ показателемъ настроен¬
ности раскола и помогаютъ понять значеніе интересовавшихъ его
вопросовъ. Итакъ, мы называемъ здѣсь слѣдующіе памятники: а) Житіе протопопа Аввакума, имъ самимъ составленное. V, года. Вмѣстѣ съ тѣмъ послѣдній отдѣлъ данной части- со словъ са которые до сего
совѣта братскаго — буквально сходенъ съ выпиской изъ грамоты 1692 года, приве¬
денной въ первой выдержкѣ названнаго казанскаго сборника: это ничѣмъ иначе
нельзя объяснить, какъ единствомъ источника—для того и другого извлеченія, такъ
какъ въ уложеніи 1694 года въ такомъ видѣ правило пе повторяется. Наконецъ, по¬
слѣдній отдѣлъ «копіи» у Іоаннова почти буквально приводитъ 8 статью опредѣле¬
ній 1694 года, въ основѣ которой, очевидно, лежитъ статья 1692 года, какъ зга по¬
слѣдняя приводится въ казанскомъ сборникѣ. 6. Итакъ, первый соборъ новгородцевъ
происходилъ 1 іюля 1692 года. Онъ былъ вызванъ частію иестроеніями въ общинѣ
новгородскихъ раскольниковъ, а еще болѣе извѣстіемъ о зарубежномъ расколоучи¬
телѣ Иванѣ Коломенскомъ. «По нввѣтеымъ грамоткамъ зарубежныхъ учителей... что
извѣщали намъ, новгородцамъ, на стараго и прежняго соперника вашего... Ивана
Коломенскаго съ товарищи»: такъ гласитъ соборная грамота о поводѣ для собора.
Авторъ «Полнаго историческаго извѣстія» высказалъ мысль, что Иванъ Коломенскій
а его «товарищи» возбудили противъ себя негодованіе новгородцевъ тѣмъ, что убѣ¬
дила многихъ обратиться къ церкви {стр. 89—90). Мысль эту подтвердилъ и преоск.
Макарій (Исторія раскола. Спб. 1835, стр. 266), за которымъ ее повторяютъ и до
сего дня («Отравнт. писаніе». Спб. 1895, стр. 020). Но это ошибочно.' Соборъ осу¬
дилъ Коломенскаго ва то, что «онъ, Иванъ, не правый, но пагубный и широкій, а
не Христовъ путь и не христіанскій ваконъ устави». Между орочамъ, по словамъ
добора, послѣдователи Коломенскаго говорили, что «пѣсть грѣха въ сообщеніи съ
невѣрными никовіаны». Эти слова уже показываютъ, что послѣдователи Коломенскаго
не сдѣлались еще «никоніанами». Что же это значитъ? А то, что Коломенскій рѣ¬
шился принимать бтлыхъ отъ церкви поповъ. Яснѣе выражаетъ это авторъ «Житія»
Ѳеодосія Васильева, когда говоритъ, что Коломенскій «впаде въ великую слабость
не хотя тѣснымъ путемъ ходите, но пространный вовлюбнвъ, начатъ пріиматп отъ
еретвкъ крещеніе, евхаристію, рукоположеніе, браки п постриженіе» (JET. Поповъ.
Матеріалы. 1870, стр. 4). Въ Нарвѣ у раскольниковъ дѣйствительно были попы
(Собр. пост, по в. п. и. V, 135). 7. Соборъ 1694 года имѣлъ въ виду упорядочатъ
внутренній строй жизпв собственно новгородской раскольнической общины. «Приго¬
воръ» этого собора былъ составленъ Ѳеодосіемъ Васильевымъ, я 3 іюня подписанъ
24 «отцами», во главѣ коихъ были: Харитонъ Карповъ, Ѳеодосій Васильевъ я Ти¬
моѳей Іевлевъ. '* Original from