- 056 — въ «Объявленіи», названо 37 толковъ, но это дѣленіе въ полномъ смыслѣ искус¬
ственное и совсѣмъ неправильное, въ которомъ не только названы хлыстовскіе
корабли, не только безпоповщиескіе толки не отдѣлепы отъ поповщиискахъ, но
н одВи н тѣ же толки перечислены подъ разными именами. При условіяхъ исто¬
рической критики сообщаемыя въ «Объявленіи» свѣдѣнія могли бы, конечно,
быть размѣщены въ должномъ порядкѣ, но оказывается, что иногда эти свѣдѣ¬
нія слишкомъ кратки и ничего новаго не даютъ (J6J6 6. 10. 30), иногда
неопредѣленны (№№ 11. 13. 37), иногда сомнительны по характеру (№№ 7. 8).
Въ нѣкоторыхъ случаяхъ извѣстія, правда, были бы весьма характерны (№e 4.
9. 14. 18. 20. 21. 23. 36), но здѣсь нельзя опредѣлить, когда и гдѣ имѣло
мѣсто то или другое явленіе. Дѣло въ томъ, что «Объявленіе» говоритъ о рас¬
колоучителяхъ «въ разныхъ мѣстахъ» и притомъ о «взросшихъ отъ лѣта 666
до лѣта 725». Кромѣ того, въ «Объявленіи» нерѣдко встрѣчаются свѣдѣнія не
только не точныя, но и совсѣмъ не вѣрныя. Имѣя въ виду все это, мы могли
сдѣлать только двѣ или три ссылки на разсмаіриваемый памятникъ, изъ кото¬
рыхъ болѣе важное значеніе имѣетъ всего лишь одна. Интересно бы знать, кто былъ составителемъ «Объявленія»? Никакихъ
указаній на этогь счетъ доселѣ не найдено, но вѣроятно, что таковымъ лицомъ
былъ извѣстный стародубскій миссіонеръ Іосифъ Рѣшиловъ. Онъ пользовался
большимъ расположеніемъ и довѣріемъ преосвященнаго Ѳеофилакта, который даже
желалъ имѣть Іосифа себѣ помощникомъ по раскольническимъ дѣламъ. Такъ
какъ Іосифъ былъ изъ обратившихся изъ раскола, то онъ, конечно, могъ знать
развѣтвленія въ расколѣ и даже слылъ за человѣка, которому извѣстны «всѣ
раскольническіе падежи» и «толки», но вмѣстѣ съ тѣмъ Іосифъ былъ не изъ
числа тѣп, для которыхъ пріукр&шеніе голой истины составляетъ погрѣшность. Обличеніе на раскольниковъ, написанное бывшимъ раскольникомъ діако-
новскаго толка Василіемъ Флоровымъ, въ 1737 году. Издано проф. Н. И.
Субботинымъ въ «Братскомъ Словѣ» за 1894 годъ ао). 20) Въ первой книжкѣ «Русскаго Архива» 8а 1896 годъ было на печатано
сообщеніе г. Дмитрія Скворцова подъ заглавіемъ: «Василій Флоровъ и его сочиненіе
противъ раскольниковъ Стрѣла*. Авторъ описываетъ рукопись, содержащую сочи¬
неніе Флорова, налагаетъ содержаніе этого сочиненія и, кромѣ того, сообщаетъ
біографическія свѣдѣніи о самомъ Флоровѣ. Имя Василія Флорова въ исторіи рас¬
кола извѣстно, но не было никому извѣстно его сочиненіе «Стрѣла», такъ что не
встрѣчалось даже и упоминанія о немъ. Оказывается, однако, что сочиненіе «Стрѣла»,
ао словамъ автора сообщенія, только малоизвѣстное, а не совсѣмъ не извѣстное. «Иавбо-
лѣе раннее упоминаніе о немъ, говоритъ онъ, находимъ въ сочиненіи епископа
Ризявскаго Симона подъ заглавіемъ «Наставленіе состязаться съ раскольннкамн».
Симовъ, какъ видно, продолжаетъ авторъ, пользовался' трудомъ Флорова особенно
при изложеніи раскольническихъ заблужденій, потому что въ примѣчаніи на стра¬
ницѣ 17-Й у него вначвтся: «взято изъ писмявной Василія Флорова, обличеніемъ на
раскольниковъ именуемой, гл. 2». Такое примѣчаніе въ книгѣ «Наставленіе» дѣйстви¬
тельно есть. И уже мы схавали, что сочиненіе Флорова ивдано въ 1894 году,—то Digitized by Google Original from UNIVERSITY OF CHICAGO