CXIV — 70: О вечернихъ поѣздкахъ Никона на озеро для бесѣды съ
діаволомъ, когда онъ, Никонъ, жилъ въ ссылкѣ въ Ѳерапонтовомъ
монастырѣ 31 в). бб) Житіе инока Корнилія. а) Ркп. ГІубл. библ. Q, I. 401, лл.
153—174, б) Ркп. Публ. библ. Q. I. 1062, лл. 1 — 52. Первая пред¬
ставляетъ первоначальную редакцію, составленную келейникомъ Кор¬
нилія Пахоміемъ, не ранѣе 1723 года; вторая—передѣлку, относящуюся
къ 1731 году и принадлежащую выговцу Трифону Петрову аів). Въ
историческомъ отношеніи трудъ Пахомія важнѣе его передѣлки, но и
онъ требуетъ строгой критической провѣрки, особенно со стороны
хронологіи. Для насъ важны сообщаемыя здѣсь: — 151 об.—153: Свѣдѣнія о Капитонѣ и его ученикахъ. « — 162 об.—3: Извѣстіе о сношеніяхъ Пустозерска съ Поморьемъ чрезъ инока Филиппа. По «Житію», Филиппъ пришелъ къ Корнилію
въ то время, когда послѣдній жилъ на Кяткозерѣ, и принесъ ему
извѣстіе изъ Пустозерска объ «исцѣленіяхъ», послѣдовавшихъ послѣ
пустозерской казни; слѣдовательно это могло быть не ранѣе 1669 года.
Изъ «Повѣсти» же о Никонѣ видно, что это было и еще позднѣе, такъ
какъ, ушедши отъ Корнилія въ Новгородъ, Филиппъ былъ тамъ
схваченъ и «отправленъ въ Москву», гдѣ былъ «представленъ царю
Ѳеодору Алексѣевичу» а19), а по «Житію» Филиппъ прожилъ у Кор¬
нилія на Кяткозерѣ «года сполтора» 23°). съ великою яростію, а ииос съ жару рвало». Ни люди, ни скоть вреда пе ионсслп.
♦Самовидецъ» этихъ «чудесъ* села Новыя Ерги Богоявленской церкви свящеппикъ
Иванъ все это описалъ «и послалъ въ Кирилловъ монастырь, вкупѣ же съ писаніемъ
и камснія небеснаго, къ архимандриту Никитѣ, и келарю старцу Матосю, и казначею
старцу Павлу, со всею еже о Христѣ братіею». (Ркп. Публ. библ. О. I. 304, лл 16—
об. 18). Указывали также на солнечныя затменія, бывшія въ 1654 и 1666 годахъ
(V, 4-6). аи) «Повѣсть» ссылается на свидѣтельство о томъ жившаго при Никонѣ монаха
Воскресенскаго монастыря Іоны. Что Іона «сшивалъ* на Никона всякую ложь—под¬
тверждаетъ и Шушерпнъ (Житіе Никона. Спб. 1784, стр. 155—6), видна она и изъ
показанія самого Іоны, даннаго имъ въ 1676 году (Дѣло о и. Никонѣ. Спб. 1897, стр.
349—50). Хотя въ этомъ показаніи нѣтъ той клеветы, которую читаемъ въ «Повѣсти»,
но сомнѣваться въ ея происхожденіи изъ устъ Іоны нѣтъ основаній, и во всякомъ случаѣ
надо думать, что она появилась около того времени, ^когда Іона сдѣлалъ доносъ на
Никона. 1,я) О «Житіи* Корнилія въ первоначальной редакціи—замѣтка В. Д}п/жинина:
Журн. м. н. н. 1884, кн. 9, стр. 1—15. Подробное описаніе «Житія* въ позднѣйшей
редакціи—у Александра Б.: Опис. раск. соч. I, 166—183 (Спб. 1861). По его почину
эта передѣлка приписывается Семену Денисову, но есть прямое свидѣтельство, что
это—работа Трифона Петрова («Извѣщеніе» Григорія Яковлева. Бр. Сл. 1888, I,
413-14. 489). 21’) Сокращенная редакція «Повѣсти»: Ркп. Публ. библ. Q. Т. 1076, л. 15—об. 15. ио) Житіе говорить, что Филиппъ, бывъ «посланъ къ Москвѣ», тамо «сожженъ Digitized by Original from UNIVERSITY OF CHICAGO