LXIII (V, 197 — 9). Присылавшій Авваі^му просфору попъ (—197), какъ это
видно ивъ указаній самого Аввакума, сдѣланныхъ имъ въ другомъ
мѣстѣ, былъ попъ Дмитрій (88, I, 740); онъ имѣлъ рукоположеніе
«старое» (—II, 594), но нѣкоторое время служилъ по «новымъ» кни¬
гамъ (ср. У, 197; 88, I, 740). 2. Сочиненія діакона Ѳеодора: Отвгътъ на вопросъ нѣкоего инока. VII, 234—41. Это вопросъ
неизвѣстнаго инока, вѣроятно Авраамія, діакону Ѳеодору, и отвѣтъ
послѣдняго, данный, безспорно, до отъѣзда Ѳеодора въ Пустозерскъ,
ни не ранѣе половины 16G7 года 92). Посланіе къ юъкосму Іоанну. VI, G0 — 7 9 93). Писано въ Москву,
въ отвѣтъ на вопросъ Іоанна, въ руководство» конечно, «всѣмъ вѣр¬
нымъ». Трудно сказать, кто былъ этотъ Іоаннъ—Иванъ, но о времени
написанія посланія можно утверждать съ рѣшительностію. Именно,
посланіе было прислано съ подписью протопопа Аввакума, но подпи¬
сать рукопись діакона Ѳеодора Аввакумъ могъ только до извѣстной
сссры съ Ѳеодоромъ, поведшей къ тому, что Аввакумъ проклялъ
Ѳеодора. Иначе сказать, отвѣтъ могъ быть посланъ не позже 16G9
года, даже второй трети его. Въ такомъ случаѣ и инокъ Авраамій,
по полученіи посланія въ Москвѣ, дѣйствительно, могъ читать его и
подписать (VI, 79), такъ какъ былъ тогда не только живъ, но и
находился еще на свободѣ 94). •*)•*) Все это разъяснено въ статьѣ г. Н. Левитекаіо, который основательно
доказалъ и то. что данное сочиненіе нс принадлежитъ нп протопопу Аввакуму, какъ
думаютъ одни, нп пноку Авраамію, какъ считаютъ другіе (Хр. Чт. ІЬ90, II, 713—
291. «Извѣсти мп писанейцемъ незанистло»,—просилъ инокъ вопрошаемаго,— «Его я;с
ради на муки дерзнеши.., Хрпста Бога» (VII, 235): ясно, что Неолоръ тогда еще не
подвергался казип. 9;) Посланіе къ Іоанну издано но двумъ спискамъ—а) бнбл. А. И. Хлудова п
0) Оиол. Казанской Академіи. Для сравненія .мы имѣли три списка: а) XIX вѣка—
Ркп. ІІубл. бнбл. Q. I. 480, лл. 166—82; о) ХѴШ вѣка—Рки. ІІуОл. Опбл. Q. I. 1000,
лл. 180—99; в) XVII вѣка—Рки. Румянц. муз. изъ собр. У идольскаго, № 518, въ
S-ку, лл. 1—об. 17. Первые два—полные и согласны съ печатными; послѣдній пред¬
ставляетъ отрывокъ, приблизительно въ двѣ трети посланія, съ нпчтожпыми разно¬
чтеніями. но одинъ изъ нихъ, довольно видный, возстановляетъ, какъ ясно по всему
irp. V, 226), подлинникъ: оть словъ «по п отъ всеиагубнаго сына» (VL 64) и кончая
типами «антихристово царство темное» (—65), здѣсь пропускъ. Надішсаніе списка
Ундольскаго одинаково съ спискомъ Казанской Академіи (т. VI, стр. ХѴШ). Въ ру¬
кописяхъ встрѣчаются также передѣлки даннаго посланія, которыя достигались иногда
чрезъ сокращеніе подлинника (VJ, 310—312), иногда, наоборотъ» чрезъ доиолиепіе пли
распространеніе его (Ркп. Публ. Опбл. Q. 1. 1076, лл. об. 53—63). а*) Въ V, 224—30, въ ряду сочиненій Аввакума, какъ ему принадлежащее
(—XXX) и писанное ранѣе даннаго посланія діакона Ѳеодора (VI, XVII), напечатано
•посланіе къ нѣкоему Іоанну». Издатель посланія имѣлъ только одно основаніе ирн- Digitized by Original from UNIVERSITY OF CHICAGO