CI славныхъ, переходящихъ въ безпоповщинскій расколъ» 174). Но такое
пониманіе совсѣмъ неправильно. вБѣгствующихг поповъ, кои крещены
по старому, а по новому ставлены, крещенныхъ отъ сихъ, натвердо не
повелѣша премудріи мужіе второкрестить»: такъ формулируется въ
«Сказаніи» то положеніе, которое доказывается въ «Посланіи», — и
формулируется вполнѣ правильно. аа) Исторія Выговской пустыни, составленная Иваномъ Филип¬
повымъ. Изданіе Д. Е. Кожанчикова, Спб. 1862. Памятникъ—важный
для первоначальной исторіи раскола въ Поморьѣ 17*). Отмѣтимъ для
себя главы: а) 3. 4. 5. 7. 12. 13. 14, б) 19. 24. 26. 28. Раздѣляемъ ,74) М. ИЛилеевъ. Изъ ист. раск. на Вѣткѣ о въ Стародубкѣ XVII—ХѴШвв.
Кіевъ, 1895, стр. 340—41. т) Описаніе € Исторіи Выговской пустывп» было сдѣлано еще въ 1861 году
въ ааписвахъ Александра Б,, по двумъ рукописямъ, въ которыхъ не было 18 пер¬
выхъ главъ, имѣющихся въ изданіи Кожанчикова, такъ что первая глава отвѣчала
по этому Н8Д&НІЮ 19-ой. Авторъ показалъ, что писателемъ сИсторіи Выговской пу¬
стыни» былъ Иванъ Филипповъ, настоятель Выговскаго общежительства (і 1744), и
что для первоначальной исторіи раскола въ Поморьѣ Филиппову служили частію
письменные памятники,’ частію устные равсказы участниковъ въ событіяхъ того вре¬
мени. Въ этомъ отношеніи авторъ привелъ свидѣтельство самого Филиппова, что по¬
слѣдній пользовался «надгробнымъ словомъ» настоятеля Выговской пустыни Андрея
Денисова, составленнымъ имъ «въ похвалу» Петру Прокопьеву, вкклесіарху Выгов-
сжой пустыни, но къ какой главѣ или части «Исторіи» слѣдуетъ относить этотъ
источникъ, онъ не указалъ, по неимѣнію, конечно, этого самаго «слова» (Оппс. раск.
соч. I, 194 — 262). Такого указанія не сдѣлалъ и Н, И. Барсовъ, хотя это «слово»
у него было подъ руками, — сказавъ только, что «въ Исторія Выговской пустынп»
веденной Кожанчяковымъ, вся первоначальная исторія раскола въ Поморьѣ заимство¬
вана» будто бы «слово-въ-слово изъ этого сочиненія» («Братья Андрей и Семенъ
Денисовы», стр. 28. И. 1866). Нѣсколько ранѣе, по поводу изданія Кожанчикова,
была аамѣтка проф. Н, Ѳ, Нильскаго, который, имѣя въ виду, что первыя 18 главъ
«Исторіи Выговской пустыни», по этому изданію, «не только по явыку разптельпо
отличаются отъ главъ дальнѣйшихъ, но и по содержанію не имѣютъ съ ними прямой
непосредственной связи, или говорятъ о томъ, о чемъ рѣчь идетъ въ слѣдующихъ
главахъ», & также опираясь на то, что въ нѣкоторыхъ рукописяхъ «Исторія» Ивана
Филиппова, если считать по изданію Кожанчикова, начинается съ 19 главы, — выра¬
зилъ предположеніе, что первыя 18 главъ принадлежатъ не Филиппову, а состав¬
ляютъ одно ивъ сочиненій Семена Денисова (Христ. Чт. 1862, II, 94 — 9). Послѣ
этого рѣчь объ «Исторіи» Филиппова должна была быть у E, В. Барсова, но онъ
ограаичился только тѣмъ, что буквально повторилъ отвывъ вышеназванныхъ «запи¬
сокъ» (Памят. княж. Олонец. губ. иа 1867 годъ, ч. 3, стр. 98—100. Петрозаводскъ,
1867). б) ихъ на двѣ части по слѣдующимъ основаніямъ. 1. Въ 26 главѣ но- Original from UNIVERSITY OF CHICAGO