Внутренние вопросы в расколе в XVII веке

Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. -СПб, 1898

1898

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. Общий очерк положения раскола в первое время его существования

II. Библиографический перечень источников для истории внутренних вопросов в расколе первого ея периода

А. Первый отдел и его характеристика.

Б. Второй отдел и его характеристика.

В. Третий отдел.

III. Составныя части изследования и план их расположения

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

I. Время раскола на переживаемое время

1. Сущность вопроса. -Причины, затруднявшия его разрешение. -Первыя попытки разрешить вопрос. -Ответ в Москву из Пустозерска в «книге ответ православных». -Учение диакона Феодора о том, что открылось в мире «последнее отступление» и что «скоро» явится последний антихриста. -Учение Феодора об антихристе, как определенной личности, и об обличителях антихриста, как имеющих явиться видимым для людей образом. -Характер разсуждений протопопа Аввакума. -Его согласие с учением диакона Феодора. -Писания попа Лазаря и инока Епифания. -Пустозерский ответь о «книге» архимандрита Спиридона и сущность взгляда последняго. -Ближайшая внутренняя причина, по которой взгляд пустозерскнх расколоучптелей на переживаемое время, особенно в писаниях Аввакума, не мог удовлетворять последователей раскола

2. Исходная точка в писаниях инока Авраамия. -«Последнее время». -Россия есть место рождения и царствования антихриста. -Возможно, что антихрист явится в лице патриарха Никона. -Когда этот вопрос разрешится окончательно?

3. Попытки доказать, что година последняго антихриста уже наступила. -Учение о явлении антихриста видимаго, в лице патриарха Никона. -Разсказы о Никоне. -Возможные отголоски проповеди монаха Ефрема Потемкина. -Повесть о старцах Негре и Евдокиме. -Вопросы, посланные в Пустозерск, и ответы на них, данные диаконом Феодором в 1670 году. -Отголоски проповеди инока Филиппа. -Последствии от писаний Аввакума и Лазаря, каких не желали самими протопоп и поп. -Толки по смерти Никона

4. Толки о царе Алексіе Михайловиче. -Исходная точка суждений. -Разсказ инока Корнилин о «пророчеств» патриарха Феофана. -Апокалипсическия изречения под пером протопопа Аввакума. -Возможныя истолкования писаний попа Лазари. -Волнения в Тюмени. -Ответное в Тюмень послание из Далматскаго монастыря, отвергавшее мнение об Алексіе Михайловиче, как антихристе

5. Учение об антихристе «духовном». -Причины проповеди. -Свидетельства о проникновении этого учения в Москву. -Проповиедники на Дону и в Поморье. -Сибирь. -Послание в Тюмень «об антихристе и тайном царстве его». -Полемика протопопа Аввакума. -Разделения в расколе. -Писания диакона Феодора, Аввакума и инока Авраамия в деле закреплении учения об антихристе, как «отступлении». -Провозглашение этого учения в качестве догмата на Новгородском соборе 1694 года

6. Ожидание кончины мира. -Известия о попытках раскольников определить год и день кончины мира. -Ранние толки в Москве. -Ожидания в Соловках. -Вычисления инока Авраамия. -Проповедь на Медведице. -«Встреча» трубнаго гласа

7. Противники вычислений о годе и дне кончины мира. -Споры с Космою Косым в Москве, послание против него из Москвы на Дон. -Толкования попа Самойлы, как характерное проявление внутренняго противоречии в учении «умеренной» партии

II. Самоистребление и борьба с ним

8. Общая картина явления. -Виды самоистребления. -Ранние случаи самосожигательств: в нижегородском Закудемском стану, в Сибири, в Пошехонье. -Поморския самосожжения: в Дорах, иноков Пимена, Игнатия, Германа, Иосифа. -Указания на область новгородскую

9. Зарождение самоистребления в капитоновщине. -Самоуморение, как первый вид самоистребления. -Василий Волосатый. -Занесение примера в среду «правовернаго» старообрядства: значение одобрительнаго ответа протопопа Аввакума. -Какой смысл получило здесь это явление? -Мысль о наступлении царства антихриста, как исходная точка доктрины. -Отличие Аввакумовскаго учения. -Заключение

10. Внутренняя борьба в расколе по поводу самоистребления. -Главные противники самоистребления. -Обсуждение вопроса «у Троицы». -Деятельность инока Евфросина. -Отлучение 1691 года. -«Отразительное писание». -Положение вопроса в конце периода

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

11. Общий характер вопросов. -Первая обязанность охранителя «Древняго благочестия». -Основа для отношений к противнику. -Требование полнаго разрыва с «никонианским» обществом. -Причина уступок в пользу общения. -Тайная принадлежность к расколу. -Обнаружение ея на почве вопросов церковных. -Правила лицемернаго поведения с приходским духовенством и отношение к святыням церкви

12. Протест против тайнаго охранении раскола и особенно против жизни под укрывательством. -Леса и пустыни. -«Бегание». -Царская служба. -Вопрос о молитве за царя и произведенные им раздоры в расколе. -Вопрос об общении в пище в узком и широком смысле

13. Призыв к мученичеству. -Поведение раскольщиков при допросах на суде и в период отбывания наказания. -Вопрос об отпадших от раскола: противники и сторонники снисходительнаго отношения к ним. -Вопрос о казненных за преступления против закона о расколе: время его возникновения, наставления Аввакума, особыя сказания о мнимых мучениках и их цель, факт в онуфриевщине

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

14. Важность данной группы вопросов для внутренняго движения в расколе. -Вопрос об иерархии. -Фактическое разрешение его в главных центрах раскола в связи с вопросом о перекрещивании приходящих оть «никонианства»

15. Причины разделения раскола на поповщину и безпоповщину. -Взгляд диакона Феодора и инока Авраамия. -Писания попа Лазаря и архимандрита Спиридона. -Учение протопопа Аввакума о совершаемых по новым книгам крещении и рукоположения. -Ответь Далматских «страдальцев» в послании в Тюмень. -Возражение Аввакума против основной идеи безпоповщины

16. Обнаружение вопроса об устройстве поповщины и безпоповщины на почве догматической. -Применение канонической точки зрения. -Исходным пунктом, где начинались столкновения между поповщиной и безпоповщиной, служил вопрос о перекрещивании. -Вызванныя им раздорническия отношения в Швеции. -Волнения из -за этого вопроса в самой поповщине

17. Вопрос о церковных таинствах. -Крещение. -Исповедь пред мирянином и дознание ея недостаточности. -Особенная важность вопроса о таинстве причащения. -Положение раскольников в Москве. -Обедни в обителях: Соловецкой, Курженской, Сунарецкой и Льговской, позднее - -на Чиру и Ветке. -Вопросы о совершении литургий в простых «храминах» и о способе причащения запасными дарами. -Горько -плачевное зрелище в безпоповщине. -Проповедники конечнаго упразднения безкровной жертвы и полемика против них в писаниях протопопа Аввакума и инока Евфросина. -Пример религиозной настроенности раскольника, лишеннаго возможности причащаться

18. Исключительное значение вопроса о таинстве брака. -Ранния свидетельства и ранние факты к характеристике раскольническаго взгляда на брачную жизнь в переживаемое время. -Московский поп Исидор н протопоп Аввакум, как представители двух направлений в учении о браке. -Их переписка. -Семейная жизнь в общинах. принимавших овяшенство. -Бракоборное учение, как догма, в среде новгородских безпоповцев. -Правила Новгородскаго собора 1694 года. -Печальныя явления в общинах бракоборцев: разврат и его оправдание

19. Совершение богослужения. -Отправление духовных треб. Наставления и некоторые факты

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

I. Вопросы обрядовые

II. Догматические споры

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

Столкновения с сектантством

Указатель лиц, мест и рукописей

OCR
— 08 — сообразную въ трехъ образѣхъ по равенству, трішиостасиѵю, сонресто.іыіую, исно-
ві.дмѵчъ едишіцу нееліянную, существо и божество, власть и царство едино въ
трехъ собствѣхъ, Отца нерожденна, Сына рожденна, а Духа Святаго нсходяща,—
нодобнѣ: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго, не три Вози, но единъ
Богь,— равнѣ: вседержителя Отца, вседержителя и Сына, вседержителя и Духа
Святаго, не три вседержители, но единъ вседержитель,—непостижимъ Отецъ, не¬
постижимъ и Сынъ, непостижимъ и Духъ Святый, віиіенъ Отецъ, вііченъ Сынъ,
вііченъ и Духъ Святый, не три вѣяніи, но единъ вѣчный, не три нешктижиміи.
но единъ непостижимый,—яковъ Отецъ, таковъ Сынъ, таковъ и Духъ Святый, н
все (въ?) Святіпі Троицѣ ничтоже первое или иослі;днее, и ничтоже болѣе или
мнѣе, но цѣлы три составы и сонрисносуіциы суть себѣ и равны, едина сила,
единъ образъ, якоже выше рекохомъ, но равенству нс сліяііенъ. Отмѣщемъ Са-
велліево сліянье, еще же проклинаемъ и аріево разсѣченіе, но вѣруемъ и испо¬
вѣдуемъ, якоже намъ богословцы преданы и научиша, елико возможно намъ
иоиеже святіи о семъ возвѣстиша, а еже невмѣстно уму человѣчу, о семъ умо.і-
чаиіа. Иже выше кто ихъ исиытуетъ о божествѣ, да будетъ проклятъ. Мы же
иравовѣрніи послѣдуемъ Святому Писанію и держимъ неизмѣнно, какъ старопе¬
чатныя книги научаютъ о божествѣ и о іі|ючихъ догматахъ, цѣлости ума ищемъ
въ старыхъ книгахъ московскихъ печатей бывшихъ благочестивыхъ царей Михаила
и вышшс его,—сія добры книги. А при царѣ Алексѣѣ и во іосифовыхъ нродер-
зіемъ жестаковымъ всячина найдется. А въ кіевскихъ и давно кое чего много,—
съ разумомъ сія подобаетъ ирочитати книги. Чисты и хороши филаретокы
и іоасафовы; нс хулю іосифовыхъ, но есть кое-чему перемѣнно, не ересью
кладсно, но выеокоуміемъ жестаковымъ. Всякъ бо ищай правая, самъ обрящеть
горькое и сладкое, и полезное и вредное, о Христѣ Ісусѣ Господѣ нашемъ, Ему
же слава со Отцемъ и Сыномъ и Свитымъ Духомъ и нынѣ и присно и во вѣки
вI;комъ. Аминь. М 2. Инока Апраамія посланіе къ иоярынЬ Морозовой ’). Подобаетъ Ісусъ-Христовѣ дщери радоватися. Удивихся смиренію твоему,
яко ты сама исполнена благоразумія и полезныхъ словесъ, хощеши слышати и
о великихъ тайнахъ вопросити, совершеніе твое, мснѳ грѣшника, лежащаго во
глубочайшемъ рву невѣденія. Подобаетъ ти, о, дщерс Христова, о семъ добрѣ
вѣдуіцихъ вопросити. Обаче принужденъ отъ тебе, положихъ упованіе на Сыиа
Божія, могущаго умудритн немудрыхъ. И прежде всего совѣтую ти въ преданнѣй 3) вѣрѣ отъ отецъ святыхъ и
апостолъ стоятн неуклонно, н на 3) вселенскихъ седми соборѣхъ утвержденной, !) Ркп. Публ. бпбл. изъ собр. Пого¬
дина. .N® 1552, лл, 59—75. См. введеніе,
тр. LXXI—IV. 2) въ ркп. и прежде сею совѣтую ти
яже въ преданнѣй.., 3) нъ рки. ніѵгь на Digitized by Google Original from UNIVERSITY OF CHICAGO