— 048 Памятники XVIII и XIX вѣка. 2. Сказанія о Павлѣ, епископѣ Коломенскомъ, и о Курженскомъ соборѣ 1656 годя. •
Сказаніе, откуду и капо нріяша власть нростіи креститп и на покаяніе пріимати.—
с Хронологическое ядро старовѣрческой церкви» Павла Любопытнаго. — Объявленіе
равныхъ толковъ схизматиковъ, россійскихъ раскольниковъ, въ разныхъ мѣстахъ.—
«Обличеніе на раскольниковъ* Василія Флорова. Сказаніе о Павлѣ, епископѣ Коломенскомъ, и о соборѣ 1656 года:
Ркп. Спб. Ак. изъ собр. Нильскаго, № 397—32.—«Исторія о Павлѣ Коло-
менскомъ и о бѣгствующемъ священствѣ*: Ркп. библ. А. Хлудова, № 59,
по кат. 1875 г.—Первый изъ этихъ памятниковъ—безпоповщинскаго происхож¬
денія, второй—поповщинскаго. Оба они написаны съ тенденціозною цѣлью, хотя,
конечно, не съ одинаковою. «Исторія» имѣетъ своею задачею оправдать бѣгло-
поповщину въ формѣ перемазановщины, въ виду чего и утверждаетъ, что тако¬
вая ведетъ начало огь Павла, епископа Коломенскаго. По этому сказанію, пер¬
вый, кто бесѣдовалъ съ Павломъ о томъ, какъ принимать въ расколъ приходя¬
щихъ отъ никоніанства, былъ попъ Стефанъ изъ Бѣлева: это было еще до за¬
точенія Павла. Потомъ, когда Павелъ находился уже «въ темвицѣ», къ нему
путешествовалъ вѣтковскій попъ Ѳеодосій, уже управлявшій тогда Вѣткою. И
Стефану, и Ѳеодосію Павелъ далъ одинъ отвѣтъ, что присоединяющихся къ
расколу, какъ мірянъ, такъ одинаково и священнаго чина, слѣдуетъ принимать,
если они крещепы въ три погруженія, чрезъ мѵропомазаніе, причемъ, примѣни¬
тельно къ 8 правилу 1-го вселенскаго собора, послѣдніе должны быть оставляемы
въ сущемъ сапѣ. Согласно съ этимъ наставленіемъ еще Стефанъ и Козма на
Вѣткѣ приняли извѣстнаго Іоасафа служившаго послѣ нихъ у вѣтковцевъ, «подъ
мѵропомазаніе и съ тою же хиротоніею», хотя, по сказанію, Іоасафъ «имѣлъ
поставленіе на себѣ уже во отстунствѣ пріятое».— Трудно опредѣлить, когда
появилось это сказаніе, столь грубо противорѣчащее всѣмъ, историческимъ и
хронологическимъ даннымъ,—вѣроятно уже въ XIX вѣкѣ,—но подобное же
сказаніе, только безъ указанія лицъ, будто бы бесѣдовавшихъ съ Павломъ, было
записано еще въ концѣ ХѴШ вѣка въ извѣстной «Исторіи о бѣгствующемъ
священствѣ» Іоны Курносаго. Гораздо ранѣе было записано вышеназванное без-
поповщинское сказаніе, по которому Павелъ, епископъ Коломенскій, благословилъ
безпоповщину. «Приходящихъ отъ великороссійской церкви новокрещенныхъ
иокрещевати новелѣлъ истиннымъ крещеніемъ,—гласитъ это сказаніе о Павлѣ,—
заповѣдаете никакоже пріимати новорукоположенпыхъ іереевъ». Въ виду такого
запрещенія и имѣющаго быть оскудѣнія священства «древняго» рукоположенія
почитатели Павла просили его рукоположить имъ епискона. «Ащели ты. священ¬
нѣйшій отче, сего свѣтильника не возжеши, то воистину угаснетъ въ насъ ви¬
димое священство, и тогда всѣмъ вѣрнымъ велія будеть нужда нынѣшняго вре¬
мени и грядущаго по насъ братіи нашей». Но Павелъ отвѣтилъ на это указа- Digitized by boosae Original from UNIVERSITY OF CHICAGO