— 4S — по божественному Писанію, только пять лѣтъ» ів). Болѣе точныя
выкладки могли зависѣть отъ убѣжденія о томъ, въ какіе день н ночь
должна послѣдовать кончина міра. По примѣрамъ ближайшаго послѣ¬
дующаго времени можно еудить, въ какомъ страхѣ и трепетѣ были
встрѣчаемы этя ночи. Раскольники постились, каялись въ грѣхахъ,
надѣвали чистыя рубахи и саваны, и простившись съ земнымъ міромъ
и другъ съ другомъ, ложились въ приготовленные заранѣе гробы н
закрывали себя крышками, чтобы не было страшно отъ страшнаго суда
Христова *7). Потомъ... съ смущеніемъ вставали изъ гробовъ *8)... Н Ч 7. Противники вычисленій о годъ п днѣ кончины міра,—Споры съ Космою Косымъ
въ Москвѣ, посланіе противъ него нзъ Москвы на Донъ.—Толкованія попа Самойлы,
какъ характерное проявленіе внутренняго противорѣчія въ ученіи «умѣренное» Ожиданіе кончины міра было въ расколѣ* далеко не всеобщимъ.
Въ сопоставленіи съ указаніями Писанія всякія вычисленія о годѣ і
днѣ кончины вѣка являлись прямо хульнаго языка произведеніемъ, и
потому естественно вызывали себѣ противодѣйствіе. Памятники свидѣ¬
тельствуютъ. что такой отпоръ встрѣтила, между прочимъ, проповѣдь
Космы Косаго. Около 1678—9 года онъ зашелъ въ Москву и тамъ ’*) Друокннинг. Расколъ на Дону, стр. 263. 271—5. Пнсьмо Ковмы Сидорова
было писано и отдано казакамъ въ то время, когда онп пріѣвжали на Медвѣдицу
(—275), слѣдовательно въ 1687 году (—148. 150). Семисотый годъ «по тысящп», по
счисленію Сидорова, когда по его мнѣнію имѣло окончпться царство антихриста,
падалъ на 7200, по нашему счисленію, пли на 1692 годъ. Этому отвѣчала сумма
195-1-5=200, такъ какъ письмо Сидорова писано въ самомъ концѣ 195 года, равно
какъ и: 196-f-5=200, такъ какъ Косой давалъ показаніе въ самомъ началѣ 196 года
з;) «Извѣщеніе» Григорія Яковлева. Бр. Сл. 1888 I, 238. **). Страхъ близкой кончины міра поддерживался въ расколѣ указаніемъ на
совершившіяся и совершающіяся «ѳваменія». Еще Исидоръ Крючковъ, подбросив¬
шій въ Коломнѣ тетрадку съ предсказаніемъ года кончины міра, писалъ «по стѣ¬
намъ» Вовнесенской церкви «грозу углемъ», предупреждая попа этой церкви Іоанна,
чтобы онъ, Іоаннъ, наконецъ «позпался въ три знаменія небесная» (Ркп. Публ.
библ. нзъ собр. Погодина, Лг 1560, J. об. 82). Но свидѣтельству составвтедя «Бровды
духовной», относящемуся къ 1683 году, раскольники устанавливали въ данвомъ
случаѣ связь такимъ образомъ. «Знамепія мпога сокеришшася; къ тому жъ и вѣрѣ
христіанской поврежденія явпшасн; и сіе знаменитъ бытп и кончинѣ вскорѣ міру
всему» (Ркп. ІІубл. библ. О. I. 209, л. 51). Изъ дальнѣйшихъ словъ зтого свидѣтеля
вадно, что подъ «нпамѳніяхи» разумѣлись какъ явленія въ мірѣ небесныхъ
свѣтилъ, такъ и равныя физическія бѣдствія (—52. 53). Всѣ такія явленія были
кратко перечислены еще въ челобитной попа Навара царю Алексѣю Михайловичу
1668 года: «кровопролитія п рати, морове ведпцы и межеусобвыя брани, я пожары
великія, и громы страшніп, и камѳніе съ небеса нисходящее» (IV, 241). Ср. введепіе
прпм. 215. партіи. Original from UNIVERSITY OF CHICAGO