Внутренние вопросы в расколе в XVII веке

Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. -СПб, 1898

1898

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. Общий очерк положения раскола в первое время его существования

II. Библиографический перечень источников для истории внутренних вопросов в расколе первого ея периода

А. Первый отдел и его характеристика.

Б. Второй отдел и его характеристика.

В. Третий отдел.

III. Составныя части изследования и план их расположения

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

I. Время раскола на переживаемое время

1. Сущность вопроса. -Причины, затруднявшия его разрешение. -Первыя попытки разрешить вопрос. -Ответ в Москву из Пустозерска в «книге ответ православных». -Учение диакона Феодора о том, что открылось в мире «последнее отступление» и что «скоро» явится последний антихриста. -Учение Феодора об антихристе, как определенной личности, и об обличителях антихриста, как имеющих явиться видимым для людей образом. -Характер разсуждений протопопа Аввакума. -Его согласие с учением диакона Феодора. -Писания попа Лазаря и инока Епифания. -Пустозерский ответь о «книге» архимандрита Спиридона и сущность взгляда последняго. -Ближайшая внутренняя причина, по которой взгляд пустозерскнх расколоучптелей на переживаемое время, особенно в писаниях Аввакума, не мог удовлетворять последователей раскола

2. Исходная точка в писаниях инока Авраамия. -«Последнее время». -Россия есть место рождения и царствования антихриста. -Возможно, что антихрист явится в лице патриарха Никона. -Когда этот вопрос разрешится окончательно?

3. Попытки доказать, что година последняго антихриста уже наступила. -Учение о явлении антихриста видимаго, в лице патриарха Никона. -Разсказы о Никоне. -Возможные отголоски проповеди монаха Ефрема Потемкина. -Повесть о старцах Негре и Евдокиме. -Вопросы, посланные в Пустозерск, и ответы на них, данные диаконом Феодором в 1670 году. -Отголоски проповеди инока Филиппа. -Последствии от писаний Аввакума и Лазаря, каких не желали самими протопоп и поп. -Толки по смерти Никона

4. Толки о царе Алексіе Михайловиче. -Исходная точка суждений. -Разсказ инока Корнилин о «пророчеств» патриарха Феофана. -Апокалипсическия изречения под пером протопопа Аввакума. -Возможныя истолкования писаний попа Лазари. -Волнения в Тюмени. -Ответное в Тюмень послание из Далматскаго монастыря, отвергавшее мнение об Алексіе Михайловиче, как антихристе

5. Учение об антихристе «духовном». -Причины проповеди. -Свидетельства о проникновении этого учения в Москву. -Проповиедники на Дону и в Поморье. -Сибирь. -Послание в Тюмень «об антихристе и тайном царстве его». -Полемика протопопа Аввакума. -Разделения в расколе. -Писания диакона Феодора, Аввакума и инока Авраамия в деле закреплении учения об антихристе, как «отступлении». -Провозглашение этого учения в качестве догмата на Новгородском соборе 1694 года

6. Ожидание кончины мира. -Известия о попытках раскольников определить год и день кончины мира. -Ранние толки в Москве. -Ожидания в Соловках. -Вычисления инока Авраамия. -Проповедь на Медведице. -«Встреча» трубнаго гласа

7. Противники вычислений о годе и дне кончины мира. -Споры с Космою Косым в Москве, послание против него из Москвы на Дон. -Толкования попа Самойлы, как характерное проявление внутренняго противоречии в учении «умеренной» партии

II. Самоистребление и борьба с ним

8. Общая картина явления. -Виды самоистребления. -Ранние случаи самосожигательств: в нижегородском Закудемском стану, в Сибири, в Пошехонье. -Поморския самосожжения: в Дорах, иноков Пимена, Игнатия, Германа, Иосифа. -Указания на область новгородскую

9. Зарождение самоистребления в капитоновщине. -Самоуморение, как первый вид самоистребления. -Василий Волосатый. -Занесение примера в среду «правовернаго» старообрядства: значение одобрительнаго ответа протопопа Аввакума. -Какой смысл получило здесь это явление? -Мысль о наступлении царства антихриста, как исходная точка доктрины. -Отличие Аввакумовскаго учения. -Заключение

10. Внутренняя борьба в расколе по поводу самоистребления. -Главные противники самоистребления. -Обсуждение вопроса «у Троицы». -Деятельность инока Евфросина. -Отлучение 1691 года. -«Отразительное писание». -Положение вопроса в конце периода

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

11. Общий характер вопросов. -Первая обязанность охранителя «Древняго благочестия». -Основа для отношений к противнику. -Требование полнаго разрыва с «никонианским» обществом. -Причина уступок в пользу общения. -Тайная принадлежность к расколу. -Обнаружение ея на почве вопросов церковных. -Правила лицемернаго поведения с приходским духовенством и отношение к святыням церкви

12. Протест против тайнаго охранении раскола и особенно против жизни под укрывательством. -Леса и пустыни. -«Бегание». -Царская служба. -Вопрос о молитве за царя и произведенные им раздоры в расколе. -Вопрос об общении в пище в узком и широком смысле

13. Призыв к мученичеству. -Поведение раскольщиков при допросах на суде и в период отбывания наказания. -Вопрос об отпадших от раскола: противники и сторонники снисходительнаго отношения к ним. -Вопрос о казненных за преступления против закона о расколе: время его возникновения, наставления Аввакума, особыя сказания о мнимых мучениках и их цель, факт в онуфриевщине

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

14. Важность данной группы вопросов для внутренняго движения в расколе. -Вопрос об иерархии. -Фактическое разрешение его в главных центрах раскола в связи с вопросом о перекрещивании приходящих оть «никонианства»

15. Причины разделения раскола на поповщину и безпоповщину. -Взгляд диакона Феодора и инока Авраамия. -Писания попа Лазаря и архимандрита Спиридона. -Учение протопопа Аввакума о совершаемых по новым книгам крещении и рукоположения. -Ответь Далматских «страдальцев» в послании в Тюмень. -Возражение Аввакума против основной идеи безпоповщины

16. Обнаружение вопроса об устройстве поповщины и безпоповщины на почве догматической. -Применение канонической точки зрения. -Исходным пунктом, где начинались столкновения между поповщиной и безпоповщиной, служил вопрос о перекрещивании. -Вызванныя им раздорническия отношения в Швеции. -Волнения из -за этого вопроса в самой поповщине

17. Вопрос о церковных таинствах. -Крещение. -Исповедь пред мирянином и дознание ея недостаточности. -Особенная важность вопроса о таинстве причащения. -Положение раскольников в Москве. -Обедни в обителях: Соловецкой, Курженской, Сунарецкой и Льговской, позднее - -на Чиру и Ветке. -Вопросы о совершении литургий в простых «храминах» и о способе причащения запасными дарами. -Горько -плачевное зрелище в безпоповщине. -Проповедники конечнаго упразднения безкровной жертвы и полемика против них в писаниях протопопа Аввакума и инока Евфросина. -Пример религиозной настроенности раскольника, лишеннаго возможности причащаться

18. Исключительное значение вопроса о таинстве брака. -Ранния свидетельства и ранние факты к характеристике раскольническаго взгляда на брачную жизнь в переживаемое время. -Московский поп Исидор н протопоп Аввакум, как представители двух направлений в учении о браке. -Их переписка. -Семейная жизнь в общинах. принимавших овяшенство. -Бракоборное учение, как догма, в среде новгородских безпоповцев. -Правила Новгородскаго собора 1694 года. -Печальныя явления в общинах бракоборцев: разврат и его оправдание

19. Совершение богослужения. -Отправление духовных треб. Наставления и некоторые факты

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

I. Вопросы обрядовые

II. Догматические споры

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

Столкновения с сектантством

Указатель лиц, мест и рукописей

OCR
052 — съ клятвами приносилъ раскаяніе въ служеніи расколу и просилъ, чтобы патріархъ;
умилосердившись «не далъ бы» ему, Никитѣ, «до конца отчаяніемъ погибнуть»
и подалъ бы ему «архипастырское совершенное прощеніе», и «благословилъ бы
паки священническая діъйствовати», но и на этотъ разъ не получилъ
просимаго При такомъ непостоянствѣ, Никита, конечно, не могъ пользо¬
ваться авторитетомъ у раскольниковъ. Правда, въ 1682 году Никита является
во главѣ раскольнической смуты, но къ нему обратились лишь потому, что не
нашлось другого бойкаго на слово «вѣдца Писанія», который бы «заградилъ
уста» властямъ духовнымъ |0). Такимъ образомъ можно думать, что Никита
стоялъ въ сторонѣ отъ вопросовъ внутренней жизни раскола. Сказаніе, откуду и како пріяша власть простіи крестити и на
покаяніе пріимати: а) Ркп. Москов. Ак. Л 412, въ 4-ку, лл. ‘85—91
б) Ркн. Внѳан. сем. J6 172, въ 4-ку, лл. 9—16. Въ первой памятникъ надпи¬
сывается такъ: «Степенная по ряду отъ благочестія наставниковъ христіанскихъ».
Въ второй: «Сказаніе о прежде бывшихъ начальныхъ отецъ нашихъ новгородскія
области». Первая представляетъ сокращенную редакцію: перечень «учителей» за¬
канчивается именемъ Трофима Игнатьева, которому предшествуетъ Игнатій Тро-
і фимовъ, умершій въ мартѣ 7253 года. Вторая представляетъ редакцію болѣе
полную: здѣсь упоминается стародубскій учитель Петръ Ѳеодоровъ, умершій въ
7318 году, 8 апрѣля. Въ качествѣ источника для исторіи раскола новгородско-
псковскаго края этимъ памятникомъ пользовался преосв. Макарій, бывшій владѣ¬
лецъ нынѣшней кіевской рукописи п). Но само собою разумѣется, что сообщае¬
мыя въ этомъ памятникѣ свѣдѣнія требуютъ ировѣрки по другимъ источникамъ.
Что же мы видимъ, трактуя его съ этой точки зрѣнія? Видимъ, что онъ почти
ничего для нашей цѣли новаго не даетъ, а) Общее положеніе, доказываемое въ ска¬
заніи и заключающееся въ томъ, что леречисдяемые въ сказаніи «учители», какъ
священнаго чина, такъ и «рукоположенія іерейства не имѣвшіе», «подражая во
всемъ первымъ страдальцамъ соловецкимъ», т. е., очевидно, поморскимъ соловец¬
кимъ выходцамъ, стояли эа перекрещиваніе крещонныхъ «новымъ» крещеніемъ,
а также допускали всеобдержно не только простецкое крещеніе, но н исповѣдь,—
можетъ быть принято безъ всякихъ ограниченій, но лишь потому, что его можно
твердо обосновать на другихъ данныхъ: на новгородскомъ соборѣ 1694 года
перекрещиваніе было узаконено, а грамотою новгородцевъ 1692 года и засви¬
дѣтельствовано, что порядокъ перекрещиванія заведенъ ихъ «прежними отцами»,
начиная съ Варлаама—священноинока и Ивана Дементьева—простеца, да и
вообще къ тому времени обычай мірянину «дѣйствовать священная» окончательно
утвердился въ новгородско-псковскомъ краѣ, б) Перечень названныхъ «учителей»
здѣсь идегь въ такомъ порядкѣ: попъ Илья, священноинокъ Варлаамъ, Іоаннъ *)*) Cjobo ни Никиту—Ркп. Соф. библ. № 1504, ст. 3, л. 20—4. 10) Исторіи Саввы—Лѣт. русск. лит. V, II. 115. и) Макарій. Ист. русск. раск., стр. 240. 265. Спб. 1855. Я. И. Петровъ. Оішс.
рукоп. собр. въ Кіевѣ. Вып. 1, стр. 126. 28 Original from Digitized by VjOOgie UNIVERSITY OF CHICAGO